Человечество отворачивается от бога - в последние годы с религией порвали 9 % землян. Тому виной глобальные демократические процессы и многочисленные скандалы, подорвавшие репутацию церквей, - пишет Наталия Мечетная в №33 журнала Корреспондент от 24 августа 2012 года.
Колин Ральф, 65-летний ирландец, вспоминает, что еще несколько десятилетий назад на его родине регулярные и частые походы в церковь были неотъемлемой частью жизни как детей, так и взрослых. Теперь так живут только в сельской местности.
“Люди настолько заняты и вовлечены в современную жизнь, что потребность в религии снизилась”, - Ральф говорит Корреспонденту о том, что церковь все больше теряет свой авторитет.
Ирландское общество и правда сейчас переживает стремительное падение количества верующих. По последним данным международного центра социологических исследований Gallup International Association, в стране в 2005 году было 69% верующих, в 2012-м их уже стало 47 %, то есть на 22% меньше.
Более половины жителей планеты, а именно 59%, считают себя религиозными людьми, 23% заявили, что они не являются религиозными, а 13%назвали себя убежденными атеистами.
Мир уходит от религии в сторону атеизма, выносят свой вердикт социологи Gallup International Association. Размах проведенного ими исследования огромен: оно охватило 57 стран мира, включающих около 70 % населения земного шара. Более половины жителей планеты, а именно 59%, считают себя религиозными людьми, 23% заявили, что они не являются религиозными, а 13% назвали себя убежденными атеистами.
В целом количество нерелигиозных людей в мире за последние семь лет выросло на 9%, заключают эксперты.
Наибольшее количество атеистов, согласно данным Gallup International Association, живет в азиатских странах. Это, прежде всего, Китай (47%), Япония (31%), а также Южная Корея (15%). Лидерами европейского атеизма стали Чехия (30 %) и Франция (29%).
В целом в топ-5 стран с самым высоким процентом людей, считающих себя верующими, входят Гана (96%), Нигерия (93%), Армения (92 %), Фиджи (92 %) и Македония (90%).
Говоря о тенденциях, ведущих к снижению религиозности, эксперты отмечают тот факт, что чем либеральнее государство, тем ниже процент верующих. “В современных светских демократических странах очевиден тренд, показывающий, что люди все менее склонны причислять себя к приверженцам какой-либо религии”, - полагает Ричард Винер из Научно-исследовательской корпорации в Аризоне.
Кризис веры
США, куда наряду с жаждущими новых завоеваний колонистами из Европы когда-то приезжали многочисленные священники с миссиями, всегда считались религиозным государством. Однако, как показало исследование Gallup, теперь Америка начинает постепенно терять этот статус: за последние семь лет число верующих людей в стране сократилось с 73% до 60%.
Так же как и многие экономически успешные мировые державы, сегодня Соединенные Штаты становятся менее зависимыми от бога и более полагающимися на свои материальные блага, полагает теолог из Техаса Ричард Патрик. Другим фактором превращение США в менее религиозное государство он называет проникновение идей секуляризма в учебные заведения. Исторически в США христианские идеи были основой для большинства колледжей и университетов, однако они были вытеснены идеями светского просвещения.
Так же как и многие экономически успешные мировые державы,сегодня Соединенные Штаты становятся менее зависимыми от бога и более полагающимися на свои материальные блага
“Таким образом, чем более образованно наше общество, тем больше мы полагаемся на человека, а не на бога”, - говорит Патрик.
Несколько медленнее, чем США, теряет сторонников религия в Аргентине. Страна, расположенная в известной своими католическими традициями Латинской Америке, за семь лет потеряла 8% верующих.
Хуан Рече, директор Аргентинского центра международных исследований, также в разговоре с Корреспондентом указывает на то, что страна стала более агностической. Он связывает это с развитием демократических свобод - ранее невиданных для государства, в котором католицизм был не просто религией, а частью мировоззрения.
“Сегодня в вопросе гражданских прав Аргентина является одной из самых либеральных стран в мире, - отмечает аналитик. - Наш закон разрешает гомосексуалистам вступать в браки и закрепляет гендерное равенство”.
Иоанн Федоринов, московский священник и экономист, считает, что именно Запад, некогда отошедший от христианства, продолжает формировать современное мышление цивилизации. Причем он действует не только через искусство или пропаганду, но и в неприкрытой форме денежной диктатуры.
Иоанн Федоринов, московский священник и экономист, считает,что именно Запад, некогда отошедший от христианства, продолжает формировать современное мышление цивилизации
“Если бы бог снова пришел на землю в США или Европу, то его выгнали бы, сказав: “Ты нам не нужен, мы сформировали свою систему ценностей”, - высказывает Федоринов свое мнение Корреспонденту.
Он подчеркивает, что в России пока бог есть, но прогнозы неутешительные: по его мнению, за обострением религиозного вопроса в российском обществе стоят политики, цель которых - отвести людей от обсуждения политических и экономических проблем. К примеру, на хулиганской выходке женской панк-группы Russy Riot, не упустили возможности пропиариться даже самые известные представители российского политического бомонда.
В целом духовность, полагает Федоринов, будет неуклонно падать вместе со стабильностью экономик в мире, а также нарастающей массой негатива в СМИ. Исключение, по его мнению, составят лишь изолированные и национализированные государства - к примеру исламское и иудейское.
Волнообразный процесс
Несмотря на глобальную тенденцию снижения религиозности, опрошенные Корреспондентом аналитики, оговариваются: этот процесс может быть временным. В некоторых странах утрата религиозности, вероятно, вызвана определенными событиями, а не глобальными процессами.
К примеру, ситуацию с уменьшением числа верующих в Ирландии значительно усугубил громкий скандал 2009 года, связанный с сексуальными домогательствами в отношении детей, совершенными католическими священнослужителями Дублина.
В некоторых странах утрата религиозности, вероятно, вызвана определенными событиями, а не глобальными процессами.
Ирландец Ральф отмечает, что, желая сохранить доброе имя церкви, эти вопиющие преступления покрывали и другие духовные лица, а также некоторые политики. Однако в итоге это еще больше шокировало общественность и резко отвернуло ирландцев от церкви.
В современном мире подобные скандалы благодаря интернету молниеносно выходят на глобальный уровень. Так, ирландские события всколыхнули не только страну, но и весь христианский мир. Публикации, разоблачающие духовных лиц, стали появляться одна за другой.
В частности, газета The New York Times провела расследование, раскрыв, что даже папа римский Бенедикт XVI в течение многих лет замалчивал факты сексуальных преступлений среди священников в США, другими словами - покрывал педофилов.
Все же, несмотря ни на что, атеисты продолжают составлять крошечное меньшинство, подчеркивает Виктор Еленский, украинский религиовед и президент Ассоциации религиозной свободы. Эксперт вспоминает о том, как в 50-60-е годы прошлого века бытовало общественное мнение, что религия должна если не исчезнуть, то по крайней мере выйти из публичной сферы жизни.
С обложки американского журнала Time 1966 года читателей спрашивали: Бог умер?. Этот заголовок был набран огромными красными буквами.
“Но в 1978-м году произошло несколько событий, которые изменили наше представление о роли религии в современной политике”, - отмечает Еленский. Он называет иранскую революцию, полностью изменившую не только Иран, но и весь исламский мир.
В 50-60-е годы прошлого века бытовало общественное мнение, что религия должна если не исчезнуть, то по крайней мере выйти из публичной сферы жизни.
Также знаковым стало восшествие на папский престол Иоанна Павла II, ознаменовавшее большой католический подъем. На эти же годы пришелся евангелический бум в США.
В период президентства Джимми Картера религия стала играть большую роль во внутренней и внешней политике, говорит эксперт, - начиная с этого времени американские президенты обращаются к религиозным идеям и символам чаще, чем их предшественники второй половины XX века.
“В начале XXI столетия ни одно мировоззрение не может конкурировать с религией”, - убежден Еленский.
Также он считает, что христианство сегодня не исчезает, а смещается с Запада в Африку и Латинскую Америку, и на этих территориях оно не такое спокойное и стабильное, как на Западе, а экспансивное и наступательное. Оно сталкивается с таким же экспансивным и агрессивным исламом. И эти христианско-мусульманские отношения могут стать глобальной драмой XXI века, отмечает эксперт, напоминая, что современный террор вдохновлен как раз религиозными идеями.
С этим сложно спорить, учитывая, что вышедшая на первое место в мире по количеству верующих Гана на 70 % состоит из христиан, на 16 % - из мусульман, а остальные - последователи традиционных африканских культов. У расположившейся на втором месте Нигерии соотношение христиан и мусульман еще более взрывоопасно - приблизительно 50 на 50. К слову, в стране не утихают религиозные конфликты.
Еленский не стал бы однозначно называть локомотивом атеизма и Китай, так как, по его наблюдениям, там происходит духовный подъем - особенно верований, связанных с домашним алтарем.
“Просто то, во что верят китайцы, тяжело уловить западным инструментарием”, - замечает аналитик: устраивающиеся на работу за рубежом китайцы не могут объяснить суть своих верований и просто пишут, что не относятся к какой-либо религии.
В начале XXI столетия ни одно мировоззрение не может конкурировать с религией
Причем сегодня в коммунистическом Китае наблюдаются признаки возрождения конфуцианства, игравшего роль основной религии в императорской Поднебесной. В городе Куфу провинции Шаньдун, где в 551 году до н. э. родился философ Конфуций, день его рождения становится все более знаковым праздником. Государственное телевидение начало прямые радиотрансляции этого события с 2004 года, а уже в 2007-м на мероприятие стали приходить и местные чиновники.
Что касается США, то и тут, по мнению экспертов, возможны оговорки. Так, Райан Крагун, социолог религии из Университета Тампы во Флориде, предметом изучения которого является глобальный атеизм, критически смотрит на данные, свидетельствующие о возросшем количестве атеистов в США. По его мнению, речь идет о том, что многие люди просто хотели бы идентифицировать себя как атеисты.
“На протяжении долгого времени религиозность была основной характеристикой американской идентичности”, - отмечает Крагун и добавляет, что теперь американцы уже не склонны идентифицировать себя в первую очередь с религиозностью, которая ранее в США непосредственно связывалась с добропорядочностью.
Отходят от Бога
За последнее десятилетие число верующих во многих странах существенно сократилось
Страна |
Доля верующего населения в 2005 году, % |
Для верующего населения в 2012 году, % |
Динамика, % |
Вьетнам |
53 |
30 |
-23 |
Ирландия |
69 |
47 |
-22 |
Швейцария |
71 |
50 |
-21 |
Франция |
58 |
37 |
-21 |
ЮАР |
83 |
64 |
-19 |
Исландия |
74 |
57 |
-17 |
Эквадор |
85 |
70 |
-15 |
США |
73 |
60 |
-13 |
Канада |
58 |
46 |
-12 |
Австрия |
52 |
42 |
-10 |
Германия |
60 |
51 |
-9 |
Аргентина |
80 |
72 |
-8 |
Босния и Герцеговина |
74 |
67 |
-7 |
Индия |
87 |
81 |
-6 |
Литва |
75 |
69 |
-6 |
Южная Корея |
58 |
52 |
-6 |
Камерун |
86 |
82 |
-4 |
Польша |
85 |
81 |
-4 |
Болгария |
63 |
59 |
-4 |
Испания |
55 |
52 |
-3 |
Россия |
57 |
55 |
-2 |
Кения |
89 |
88 |
-1 |
Нигерия |
94 |
93 |
-1 |
Япония |
17 |
16 |
-1 |
Нидерланды |
42 |
43 |
+1 |
Италия |
72 |
73 |
+1 |
Украина |
70 |
71 |
+1 |
Финляндия |
51 |
53 |
+2 |
Перу |
84 |
86 |
+2 |
Румыния |
85 |
89 |
+4 |
Малайзия |
77 |
81 |
+4 |
Молдова |
78 |
83 |
+5 |
Македония |
85 |
90 |
+5 |
Сербия |
72 |
77 |
+5 |
Пакистан |
78 |
84 |
+6 |
Бог в помощь
Чем ниже уровень жизни в стране, тем выше процент верующих среди ее населения
Страна |
Для верующего населения в 2012 году, % |
ВВП на душу населения в 2011 году, $ тыс. |
Нигерия |
93 |
2,6 |
Армения |
92 |
5,4 |
Румыния |
89 |
12,5 |
Кения |
88 |
1,7 |
Перу |
86 |
10,1 |
Пакистан |
84 |
2,8 |
Молдова |
83 |
3,4 |
Камерун |
82 |
2,3 |
Индия |
81 |
3,7 |
Польша |
81 |
20,3 |
Малайзия |
81 |
15,6 |
Сербия |
77 |
10,6 |
Италия |
73 |
30,5 |
Аргентина |
72 |
17,5 |
Украина |
71 |
7,2 |
Эквадор |
70 |
8,5 |
Босния и Герцеговина |
67 |
8,1 |
ЮАР |
64 |
10,9 |
США |
60 |
48,4 |
Бельгия |
59 |
37,7 |
Исландия |
57 |
38,1 |
Россия |
55 |
16,7 |
Финляндия |
53 |
36,2 |
Южная Корея |
52 |
31,7 |
Испания |
52 |
30,6 |
Германия |
51 |
37,9 |
Швейцария |
50 |
43,4 |
Ирландия |
47 |
39,6 |
Канада |
46 |
40,5 |
Нидерланды |
43 |
42,2 |
Австрия |
42 |
41,8 |
Австралия |
37 |
40,2 |
Франция |
37 |
35,2 |
Чехия |
20 |
27,1 |
Япония |
16 |
34,7 |
Данные WIN-Gallup International, МВФ
***
Этот материал опубликован в №33 журнала Корреспондент от 24 августа 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.