Фото: АР
Китай полусит нового руководителя на ближайшее десятилетие
На открывшемся 8 ноября съезде КПК радикально обновится руководство партии и страны, пишет DW.
Съезд крупнейшей политической организации в мире - в ее рядах сегодня состоит около 80 миллионов человек - уже сам по себе новость. Еще большую важность он приобретает потому, что проходит всего раз в пять лет. Всемирно-политическое значение XVIII съезда Коммунистической партии Китая (КПК) обусловлено тем, что КПК управляет не только китайским государством, но и второй по величине экономикой в мире, а также самой многочисленной в мире армией, оснащенной ядерным оружием и межконтинентальными ракетами. Но самое главное - на этом съезде произойдет смена руководства КПК, а с ним - и руководства страны.
"Коллективное руководство"
Смена руководства в авторитарной системе - это сложный политический процесс, зачастую сопровождаемый насилием и хаосом. Китайские коммунисты попытались сделать его менее опасным. Их лозунг - коллективное руководство. Иными словами, государство должны возглавлять не вожди вроде Мао Цзэдуна или Дэн Сяопина, а команда технократов.
Эту команду формируют из членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Сейчас этот фактический центр власти в Китае состоит из девяти человек. Каждые десять лет высшее руководство партии меняется. Для этого были введены строгие возрастные ограничения. Так, на партийном съезде в 2007 году в Центральный комитет КПК избрали только тех, кто родился после 1940 года. Ожидается, что по итогам XVIII съезда семь из девяти мест в Постоянном комитете Политбюро займут новые функционеры.
В теории и на практике
В теории устав компартии Китая предполагает выборность руководящих кадров снизу вверх. Более 2200 делегатов партийного съезда избирают Центральный комитет, в состав которого входят около 350 человек, а ЦК избирает из своих рядов Политбюро, насчитывающее 25 членов. Девять из них входят в Постоянный комитет Политбюро, в том числе один становится генеральным секретарем ЦК КПК.
В Китае государственная власть давно срослась с партийной, поэтому генсек ЦК КПК одновременно является главой государства (председателем КНР), а премьер Госсовета КНР и председатель Постоянного комитета парламента - Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) входят в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.
Однако фактически процесс выборности в КПК идет сверху вниз: руководители партии выбирают членов Центрального комитета, а делегаты съезда утверждают их выбор. В свою очередь ЦК утверждает заранее составленный список кандидатов в члены Политбюро и его Постоянного комитета.
Правила внутрипартийного рынка
О том, кто войдет в высшие эшелоны власти, договариваются заранее. Важнейшую роль при этом играют бывшие члены Политбюро и вышедшие на пенсию политики, которые сохранили за собой влияние внутри партии. В их числе - бывший генсек ЦК КПК и экс-председатель КНР Цзян Цзэминь, а также бывшего премьера Госсовета КНР Ли Пэна. К слову, нынешние глава государства и партии Ху Цзиньтао и премьер Вэнь Цзябао получили свои посты благодаря покровительству Дэн Сяопина - отца китайских реформ (он скончался в 1997 году).
Одним из главных мест "торгов" между кланами и группировками внутри КПК является Бэйдайхэ - район города Циньхуандао, расположенного на берегу Желтого моря. Он известен как место работы и отдыха партийной элиты. Этим летом на неофициальном закрытом совещании в Бэйдайхэ шла жесткая борьба за должности в Политбюро.
Политический скандал вокруг Бо Силая, секретаря парткома крупнейшего китайского города Чунцина, смешал тщательно продуманные кадровые планы. Кто же, помимо будущего лидера партии и государства Си Цзиньпина и следующего премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, будет допущен к рычагам власти в Поднебесной, станет известно только по окончании съезда, на итоговой пресс-конференции.
Источник: Русская служба DW