Сам Хассан Рухани заявил, что итоги выборов - это победа умеренности над экстремизмом.
Духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи поздравил Хассана Рухани с победой.
"Я призываю каждого помогать новоизбранному президенту и его коллегам по правительству, так как он президент всей нации", - сказал Хаменеи.
США заявили, что готовы к прямому диалогу с Тегераном по вопросу иранской ядерной программы.
Уже к середине субботы, после подсчета 27,5 млн бюллетеней, стало ясно, что Рухани уверенно опережает главного соперника мэра Тегерана Мохаммеда Багера Галибафа.
По данным МВД, явка на выборах была высокой – около 80%. Право голоса в Иране имеют около 50 млн жителей.
Для победы в первом туре Рухани надо было набрать более 50,1% голосов. Таким образом, выборы президента Ирана можно считать состоявшимися.
Впрочем, на предыдущих выборах, состоявшихся в 2009 году, предварительные данные и результаты экзит-поллов также сулили успех оппозиционеру Мир Хосейну Мусави, а потом объявили о победе Махмуда Ахмадинежада. Его противники объясняли это массовыми фальсификациями, сторонники - тем, что предварительные данные приходили из крупных городов.
Иностранных наблюдателей на выборах не было. Высказывалось мнение, что освещение кампании в иранских СМИ было предвзятым. Либеральные газеты закрывались, доступ к интернету и иностранным вещателям ограничивался, журналистов задерживали.
Неожиданный реформатор
Либералы, равно как явные ставленники уходящего президента Ахмадинежада, в выборах не участвовали. Их отстранил Совет стражей конституции, состоящий из представителей духовенства и наделенный неограниченным правом снятия неугодных кандидатов.
Ранее Рухани занимал различные посты в парламенте, а также представлял Иран на переговорах по ядерной проблеме, но был отсранен от этого поста Ахмадинежадом.
На его сторону перешли те, кто хотел голосовать за единственного кандидата, связанного с лагерем реформаторов - Мохаммада Резу Арефа. Ареф снял свою кандидатуру во вторник, как он заявил, по совету экс-президента Мохаммада Хатами.
Таким образом, Рухани заручился поддержкой сразу двух политических тяжеловесов - Хатами и бывшего спикера парламента Али Акбара Хашеми Рафсанджани, который хотел баллотироваться сам, но не был зарегистрирован стражами конституции.
После снятия с дистанции Рафсанджани образованные горожане и молодежь засомневались, стоит ли вообще идти на выборы, но в реальности явка составила около 80%. Из-за огромных очередей на избирательных участках МВД продлевало время голосования четыре раза, в общей сложности на пять часов, так что оно завершилось лишь в 23:00 по местному времени (18:30 по Гринвичу).
Ограниченная демократия
Махмуд Ахмадинеджад в выборах не участвовал, поскольку уже пробыл на посту два срока.
За эти восемь лет в стране ухудшилась экономическая ситуация, а последствия западных санкций, направленных против иранской ядерной программы, ощущаются все острее.
Выборный президент Ирана занимает подчиненное положение по отношению к духовному лидеру Исламской республики.
Кроме Рухани баллотировались еще пять кандидатов, прошедших предварительный отбор: столичный мэр Бакар Калибаф, представитель Ирана на переговорах по ядерной проблеме Саид Джалили, бывший командующий корпусом счтражей исламской революции Мохсен Резаи, экс-министр иностранных дел Али Акбар Велаяти и бывший министр телекоммуникаций Мохаммад Гарази.
Все они считаются сторонниками духовного лидера аятоллы Хаменеи. Тот призвал граждан голосовать активно, но ни одного из кандидатов прямо не поддержал.
У проигравших кандидатов будет три дня на оспаривание итогов голосования в Совете стражей конституции.
Преобразования, обещанные Хассаном Рухани до выборов:
Внутренняя политика Ирана
В ходе дебатов на иранском телевидении Рухани заявил, что изменения в системе правосудия и права человека станут для него одними из приоритетных вопросов. Он призвал к "рациональности и умеренности в политике".
"Я очень хочу, чтобы умеренность вернулась в эту страну. Это мое единственное желание. Мое сердце болит, когда я вижу признаки экстремизма. Из-за него мы уже потерпели ряд поражений".
Ядерная программа
"Ирану нечего скрывать. Однако для того, чтобы продолжать развитие иранской ядерной программы, мы должны достичь консенсуса внутри страны, а также восстановить дружеские отношения и взаимопонимание на международном уровне. Все получится только путем диалога".
Социальная сфера
"Социальные проблемы становились все более сложными в последние годы. Я уверен, что единственный путь к их решению – это децентрализация. Наши проблемы не будут решены, пока все социальные и культурные области находятся в руках правительства".
Международная политика Ирана
"Отношения между Ираном и Соединенными Штатами – очень запутанный и сложный вопрос. Это давнишняя рана, которую непросто вылечить. Но это возможно при наличии доброй воли и взаимного уважения между двумя странами".
"Я считаю, что в поиске справедливого решения по Сирии, которое бы устроило все стороны, Иран мог бы выступить в качестве посредника между сирийским правительством и оппозицией. Тогда общими усилиями можно было добиться установления демократии и справедливого правления".