Корреспондент.net продолжает публикацию статей, которые были напечатаны в журнале Корреспондент ровно 10 лет назад. В материале за март 2004-го год речь пойдет о том, что 27 февраля Токийский окружной суд приговорил к смертной казни Секо Асахару, главу Аум Сенрике – секты, устроившей теракт в токийском метро.
Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьи
Тусклые полуслепые глаза. Длинные спутанные волосы. Густая борода. На одутловатом лице – застывшее выражение скорбного спокойствия. Он утверждает, что может видеть прошлые жизни людей, исцелять и левитировать. В общем, располагает комплектом черт и умений, подобающих пророку, возвестившему конец света в отдельно взятой стране. Собственно им и является Секо Асахара, гуру культа Аум Сенрике, для своих последователей.
Впрочем, большинство японцев считают по-другому. Для них Асахара – страшнейший преступник современности. По его приказу 20 марта 1995 года адепты секты превратили столичное метро в газовую камеру, распылив в нем зарин – нервно-паралитический газ, разработанный немцами в годы Второй мировой войны. В результате атаки пострадали почти 6.000 человек, 12 из которых погибли, а мир узнал о новом виде терроризма.
Шок от этого нападения и страх перед стоящей за ним организацией был очень сильным и длительным. Общество, гордое своим достатком и стабильностью, с ужасом обнаружило, что его ярчайшие молодые умы стали на путь преступлений поразительной жестокости.
“Зариновая атака вдребезги разбила имидж Японии как мирной утопии, – говорит Масаки Кито, юрист, который добился запрещения нескольких тоталитарных сект. – Это преступление усилило ощущение кризиса у жителей страны”.
С самого начала руководство Аум категорически отрицало свою причастность к теракту. Однако результаты обыска на принадлежащем секте участке в предместьях Токио не оставляли сомнений: операция планировалась на высшем уровне. В усадьбе был построен маленький химзавод, оснащенный новейшим оборудованием. Здесь же хранилось около тысячи бочек с 40 различными веществами. Из этих реактивов с одинаковым успехом можно было создавать боевые газы, взрывчатку и синтетические наркотики. Почва вокруг предприятия содержала следы зарина и токсина ботулизма.
После этого власти начали масштабную чистку среди адептов секты. За год по разным обвинениям было арестовано более 400 человек. Не ушел от ответственности и сам гуру, который все это время скрывался в тайнике религиозного центра недалеко от Токио. 11 его последователей уже приговорены к смерти, хотя еще никто из них не примерил петлю.
Адвокаты утверждают, что Асахара, чье настоящее имя Чизуо Мацумото, потерял контроль над своей жестокой паствой, но многие из его ближайших помощников признают, что роль кукловода оставалась за ним до конца.
“Он более чем кто-либо другой ответственен за случившееся, – считает Хироюки Нагаока, отец одной из бывших сектанток. – Без приказов Асахары члены культа никогда не были бы способны убить”.
Нагаока, глава общественной группы, выступающей за полное запрещение культа Аум Сенрике, также стал его жертвой. Последователь Асахары опрыскал его нервно-паралитическим газом VX прямо перед домом. Это случилось в январе 1995 года. А всего через два месяца об Аум Сенрике узнал весь мир. Пятеро последователей культа сели в час пик в поезда, направлявшиеся в сторону министерского района в центре Токио. В назначенное время они вскрыли баллоны с зарином.
В панике пассажиры выскакивали из вагонов. Их тошнило, у многих носом шла кровь. Кто-то бился в конвульсиях. Выжившие до сих пор мучаются от головных болей, головокружения и имеют проблемы с дыханием.
Впрочем, сектанты знали, чего ожидать. Годом ранее в городе Мацумото они провели генеральную репетицию токийской трагедии. Правда, тогда погибли семеро человек, а количество пострадавших не превысило сотни. По словам свидетелей, с помощью таких акций сектанты планировали посеять хаос в стране и на его волне захватить власть. К тому же теракт в Токио был упреждающим ударом: полиция уже готовила аресты аумовцев.
Обвинение утверждает, что по приказу Асахары была зверски вырезана вся семья юриста, выступавшего за запрещение культа. Столь же безжалостно уничтожались и отклонившиеся от генеральной линии члены секты. Огромная микроволновая печь в штаб-квартире Аум на горе Фудзи использовалась для сжигания тел жертв.
Арест членов группы открыл окно в мир их странных ритуалов. Неофиты платили огромные суммы, чтобы выпить воды, в которой купался Асахара или вкусить его крови. В моде были электрические колпаки, якобы синхронизирующие излучения мозга паствы и учителя. Последний ко времени основания секты был уже опытным мошенником. Специалист по акупунктуре, массажист и аптекарь в одном лице, он, прежде чем стать гуру, неоднократно попадался на подделке лекарств.
Чтобы заставить своих последователей подчиняться, гуру пользовался разнообразными методиками. Здесь были и медитативные практики, и гипноз, и наркотики. Кстати, само имя Асахара означает Сияющий Свет в Долине Конопли.
Секо убеждал адептов в том, что он является перевоплощением индуистского бога Шивы. По словам свидетелей, Дух Истины, как его называли последователи, утверждал, что все люди грешны, и для спасения душ их должно истребить.
Получая миллионы долларов от пожертвований верующих, гонораров и бизнеса, асахаровцы покупали по всему миру технологии, компоненты и оборудование для производства арсенала биологического, химического и обычного оружия. Особо пристальное внимание уделялось России. Причем военные разработки интересовали сектантов ничуть не меньше, чем десятки тысяч апологетов. По мнению некоторых экспертов, именно из России была тайно вывезена технология изготовления зарина.
Специалисты полагают, что в московском отделении Аум Сенрике изучалось воздействие на психику человека малых концентраций нервно-паралитических газов. По их версии, теракт в Токио был не чем иным, как попыткой массовой психотропной обработки людей, поскольку сверхмалые концентрации зарина якобы могут сделать человеческий мозг восприимчивым к воздействию волн определенной частоты.
Из России в Японию доставили и образец автомата Калашникова, производство которого пытались наладить сектанты. А в штаб-квартире Аум Сенрике у подножия горы Фудзи был обнаружен вертолет Ми-17 с советскими опознавательными знаками.
Дэвид Каплан, один из авторов книги Культ конца мира: Невероятная история Аум, считает секту прототипом последующих террористических групп вроде сети Аль-Каида, созданной Усамой бин Ладеном. “Если посмотреть на первые шаги, которые они предприняли, первую массовую атаку на мирное население с использованием химического оружия, способность одной группы, а не целой страны, вести различные программы по производству оружия массового поражения, это действительно нечто исключительное, – полагает Каплан. Они были многонациональны, высокотехнологичны и чрезвычайно разрушительны”.
Ядро Аум состояло из одержимых ученых, получивших отличное образование. Асахара же наставлял их, смешивая в своем учении индуизм, буддизм и йогу. Нашлось место и христианству: учитель обещал своей испуганной пастве Армагеддон, за которым последует установление рая на земле.
Суд над проповедником, длившийся почти восемь лет, обошелся налогоплательщикам в $ 3 млн. Его затягивала хроническая нехватка юристов, сложность дела и шестимесячная задержка, вызванная тем, что Асахара уволил своего первого адвоката.
Перед обнародованием вердикта власти приняли повышенные меры безопасности. И это не случайно: хотя Аум отказалась от своего жестокого прошлого и сменила название на Алеф, оставшиеся ее приверженцы демонстрируют лишь возросшую верность Асахаре.
В феврале полиция провела рейды по офисам группы, которая все еще насчитывает 1.650 членов в Японии и 300 в России. Это лишь жалкая тень тех 40.000 адептов, о которых группа заявляла во времена своего расцвета. Но и эту силу нельзя списывать со счетов: не так давно выяснилось, что смена вывески не изменила доктрину секты. Алеф не отказалась от планов установить господство над Японией. Правда, теперь с помощью компьютеров. Ее специалисты разработали программное обеспечение почти для 90 заказчиков, среди которых – Управление национальной обороны, штаб военно-морского флота, министерства строительства, просвещения, почт и телекоммуникаций, энергетические компании. По данным полиции, все программы содержат “троянских коней” – лазейки, позволяющие разработчику незаметно для пользователя орудовать в его сетях и программных системах.
Япония остается плодотворной почвой для эксцентричных религиозных групп. В прошлом году полиция наведалась в штаб-квартиру группы Лаборатория Пана-волн, в частности, по подозрению в том, что члены секты до смерти забивают своих братьев по вере. Пятеро сектантов были арестованы в декабре. Эксперты объясняют расцвет культов множеством причин: конформистской культурой, несовершенной системой обучения, материализмом, царящим в обществе.
Для жертв теракта в токийском метро, однако, все причины сводятся к личности Асахары. Их гнев был лишь подогрет тем, что гуру не сделал того, чего часто ожидают японцы от преступников: не признал своей вины и не извинился. В суде Асахара преимущественно молчал, редко выдавая бессвязные тирады на ломаном английском.
“Он не отрекся от своей веры. Он не принес извинений жертвам”, – говорит Сизуе Такахаси, чей муж, рабочий метро, погиб, пытаясь вывести пассажиров на поверхность.
“Остается лишь смерть, – продолжает она. – Я даже не могла себе представить другого приговора”.
***
Этот материал опубликован в №8 журнала Корреспондент от 6 марта 2004 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.