Русская служба Deutsche Welle,
18 сентября 2014, 11:20
В четверг шотландцы будут решать вопрос о независимости своей страны. По мнению Даниэля Шешкевица, этот референдум оправдан их особой политической культурой и традициями.
Долгие годы многие жители Германии и Центральной Европы представляли себе Шотландию как отдаленный регион севера Англии, где тоже говорят на английском. Многие знали, что там часто идет дождь, местные мужчины иногда носят юбки, пьют виски. Кто-то посмеивался над пресловутой шотландской жадностью. Современная история Великобритании вытеснила из сознания европейцев тот факт, что в течение многих столетий, вплоть до 1707 года, гордые шотландцы были самостоятельной нацией, а Шотландия - независимым королевством.
Сейчас все может измениться: после референдума Шотландия может вернуться на карту Европы именно как независимое государство. Для Великобритании с ее государственным устройством образца XVIII века это может стать переломным моментом, событием с пока еще неясными экономическими и политическими последствиями.
Это произойдет в том случае, если большинство совершеннолетних жителей Шотландии скажет в этот четверг, 18 сентября, независимости свое "да". Станет ли это шагом назад? Своего рода историко-романтическим анахронизмом и появлением раздробленных мелких государств в современной Европе, не разделенной границами? Я уверен, что нет!
Особый путь Шотландии
Шотландия всегда отличалась от своего южного соседа Англии. Это признавали даже римляне: неслучайно император Адриан во втором веке повелел возвести знаменитый "Вал Адриана" для защиты от набегов племен пиктов на севере страны. В последующие столетия кельты на севере, норманны и англосаксы на юге вели войны друг против друга, в которых шотландская армия всегда сохраняла независимость своего королевства.
Только после объединения правящих королевских домов в 1603 году и неудачной попытки шотландцев создать свою торговую империю в рамках Ост-Индской компании, в 1707 году они были вынуждены образовать унию с Англией. Так была заложена одна из основ для становления Великобритании как мировой державы.
Шотландцы и англичане, вместе с жителями богатого углем Уэльса, создали уникальный в мировом масштабе пул ресурсов, благодаря которому островное государство стало мировым центром политической власти и благосостояния. Трещины культурных и политических различий проявились в полной мере лишь во второй половине XX века.
Союз с Англией изжил себя
Маргарет Тэтчер провела деиндустриализацию Великобритании и сумела пополнить опустевшую казну за счет поступлений от продажи черного золота с шотландских месторождений на Северном море. Воодушевленные вначале шотландцы постепенно стали сомневаться в успехе затеи, наблюдая за тем, как их нефтяная столица Абердин все никак не превращается в шотландский Абу-Даби. Значительная часть населения при этом по-прежнему жила в бедности и нищете.
Сомнения усиливались в том числе и потому, что партия консерваторов прочно обосновалась в правительстве Великобритании, и с 1997 года интересы Шотландии в британском парламенте представлял всего один депутат партии тори. Под влиянием политических и экономических факторов возросло влияние националистов. В конце 1990-х годов начал работу парламент Шотландии.
Ренессанс Шотландии
В течение последних десятилетий Шотландия переживает этап культурного возрождения. Эдинбургский фестиваль является одной из самых посещаемых и инновационных площадок для встреч художников со всего света. Шотландская музыка популярна во всем мире. Университеты страны бесплатно принимают на обучение студентов со всей планеты. Шотландские ученые демонстрируют превосходные результаты во многих областях науки, не говоря о клонированной овечке Долли.
В то время как в Англии высшее образование все больше и больше становится привилегией богатых, в Шотландии оно остается общедоступным. Космополитичный регион привлекает много известных и высококвалифицированных иммигрантов. При этом Партия независимости Соединенного Королевства здесь не так популярна, как в Англии, где наблюдается рост ксенофобии и изоляционизма.
Приобретение для ЕС
В то время как премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон намерен провести в 2017 году референдум о выходе страны из ЕС, независимая Шотландия будет добиваться немедленного членства в Европейском Союзе. Шансы, что в четверг Шотландия воспользуется исторической возможностью - путем мирного демократического акта стать независимым государством - примерно 50 на 50. Экономически шотландцам нечего беспокоиться: даже с учетом ограниченных запасов нефти, правительство страны может сделать упор на использование огромного потенциала возобновляемых источников энергии и стать одной из 20 самых экономически мощных стран мира. А Европе это будет лишь на пользу.
Источник: Русская служба DW