Китай договорился с Россией о совместных учениях в рамках объявленного на прошлой неделе в Пекине военного сотрудничества.
Россия и Китай сделали важное заявление о положении дел на международной арене, выразив намерение провести в следующем году совместные учения в акватории Средиземного моря, воды которого исконно "принадлежали" европейцам, пишет The Financial Times.
"Многие века военные флоты европейских стран бороздили моря, чтобы открывать новые земли, торговать, создавать империи и воевать. Поэтому появление ВМС азиатской страны в Средиземном море, где Китай и Россия проведут весной совместные маневры, станет знаменательным событием", - пишет политический обозреватель издания Гидеон Рахман.
Для китайцев, которые договорились с Россией о совместных учениях в рамках объявленного на прошлой неделе в Пекине военного сотрудничества, появление в сердце Европы станет весьма символическим шагом.
Но это еще и громкое заявление России и Китая об их месте в мировом порядке и переосмыслении сфер влияния.
Если раньше Китай полагался в основном на свою экономическую мощь для укрепления влияния в азиатском регионе, то сейчас он все более активно демонстрирует силу в территориальных спорах со своими соседями
В свою очередь Россия решилась на военную авантюру ради того, чтобы не допустить в НАТО Украину, которую она рассматривает как свою вотчину. А создание Путиным Евразийского союза является ничем иным как стремлением сохранить в своей сфере влияния территории бывшего СССР.
Кое-кто на Западе, пишет Ракман, предлагает, исходя из соображений прагматизма и стремления сохранить мир, позволить России и Китаю сохранить за собой эти сферы влияния. К примеру, Генри Киссинджер в недавнем интервью заявил, что считает вполне допустимым дать Киеву понять, что он не в праве единолично решать свое будущее.
Однако администрация Обамы категорически против такого подхода. Ведь с ее точки зрения это будет означать, что недемократические страны, а к таким Америка относит Китай с Россией, смогут диктовать условия своим номинально независимым соседям.
Пекин и Москва, в свою очередь, видят в этом лишь спор о том, кому принадлежит реальная власть. А все разговоры о принципах относят на счет западного лицемерия. В качестве аргумента Россия приводит Доктрину Монро от 1823 года, объявлявшую все полушарие сферой влияния Америки.
Русские также не устают повторять, что американцы распространили свою военную мощь уже на весь мир, и за последние десятилетия куда только не вторгались, от Гренады, Панамы и Гаити, до Ирака, Афганистана и Сирии.
Америка же указывает на то, что есть огромная разница между сферами влияния, основанными на взаимном доверии и партнерстве, и теми, что строятся на запугивании.
"Стало уже правилом, что чем ближе та или иная страна к сфере влияния России или Китая, пишет обозреватель Financial Times, тем больше она стремится заключить союз с США".
А "появление военно-морского флота Китая в Средиземном море в будущем году лишь увеличит притягательную силу НАТО".