UA
 

Корреспондент: Мнение. Япония так и не оправилась от аварии на Фукусиме

Корреспондент.net,  27 марта 2015, 11:46
3
2330
Корреспондент: Мнение. Япония так и не оправилась от аварии на Фукусиме
Фото: АР
Более 100 тысяч японцев до сих пор не могут вернуться из эвакуации после аварии

Авария на АЭС Фукусима-1 может стать началом глобального раскола в японском обществе.

Прошло уже четыре года с момента исторического землетрясения, цунами и начала аварии на атомной электростанции Фукусима. И даже сейчас почти 100 тыс. человек живут во временных приютах, пишет Акиро Токухиро, профессор атомной и механической инженерии Университета Пердью в Индиане (США), в колонке, опубликованной в №11 журнала Корреспондент от 20 марта 2015 года. 

Но национальные власти и главы префектур часто исповедуют практику, что переселенцев нужно наказать во второй раз, обрушив на них всю мощь нашей бюрократии. Тем самым они обеспечивают им ещё большие страдания.

В дни катастрофы одни чрезвычайные меры сработали, другие остались нереализованными. К примеру, в районе, где бушевала стихия, почти не было разгромленных магазинов. Надо сказать, что японцы вообще привыкли к землетрясениям. А вот к цунами и техногенным авариям оказались неподготовленными. И да, возникла паника, но это неудивительно. Япония была очень стабильной и предсказуемой страной, однако никто не хотел оставаться близко к району поражения.

Сразу после аварии на АЭС началось немедленное отселение. Но люди не ожидали такого сильного цунами и отключения электроэнергии. Таким образом, ситуация на станции быстро вышла из-под контроля правительства.

Мы все знаем, что именно произошло на Фукусиме, – три ядра разных реакторов начали плавиться. Восстановление и работы по дезактивации займут минимум 40-50 лет. Но главное – доверие к атомной энергетике в обществе было подорвано. В Токио постоянно расхваливали безопасность ядерной энергетики, а вышло так, что наша промышленность и коммунальные службы перестали исповедовать свой же принцип – постоянно совершенствоваться – и были не готовы к аварии.

Сегодня вопрос беженцев остаётся самым острым. 100 тыс. из них имеют только временное жильё. И это в стране, которая в ходит в Большую семёрку! 

Сегодня вопрос беженцев остаётся самым острым. Как я уже говорил, 100 тыс. из них имеют только временное жильё. И это в стране, которая в ходит в Большую семёрку! Я всегда верил, что такое государство будет очень быстро решать подобные проблемы. Пока власти очень многое сделали для того, чтобы вывести экономику на доаварийный уровень, но вот с обществом всё не так просто.

Это позор, но сейчас проблемы переселенцев забываются. И, думаю, у нас назревает конфликт между государством и обществом. Как говорил американский президент Авраам Линкольн, «разделённый дом не сможет устоять». Возможно, эта трагедия стала предвестником изменяющейся ситуации в Японии и всей Азии. Проще говоря, я считаю, что нужно опять больше внимания уделить жертвам аварии и сделать эту проблему международной, как в своё время поступили с Чернобылем.

В энергетической сфере пока также многое непонятно. Япония очень ограничена в своих ископаемых ресурсах. У нас есть уголь, ГЭС и станции с геотермальной энергией. Но последние не используются для производства электричества – это была своего рода договорённость между правительством и большим бизнесом. Поэтому мы зависим от ископаемых видов топлива или атомной энергии.

После аварии люди задались простым вопросом — почему энергогенерация у нас происходит именно так. До Фукусимы в обществе было молчаливое одобрение атомной энергетики, так как нам постоянно расхваливали её надёжность

После аварии люди задались простым вопросом — почему энергогенерация у нас происходит именно так. До Фукусимы в обществе было молчаливое одобрение атомной энергетики, так как нам постоянно расхваливали её надёжность. Но теперь большая часть японцев против строительства новых АЭС – они хотят, чтобы и старые закрыли.

Против закрытия выступает энергетическое лобби в правительстве, именно эти люди поддерживали в нас чувство ложной безопасности. Им вторят политики, которые говорят о том, что нам нужно также получить и ядерное оружие. Все премьер-министры последних лет были солидарны в том, что сохранить экономическую мощь Японии будет невозможно без ядерной энергетики.

И тут проявляется глубинный конфликт власти и общества. Скажу одно: уже сейчас понятно, что рядовым японцам придётся дороже платить за энергию. Непонятно только, даст ли это им уверенность в том, что следующая Фукусима не произойдёт.

Что касается самих территорий, то власти активно пытаются их дезактивировать. Но, к сожалению, они установили приемлемый уровень излучения ниже, чем существует в природе. Поэтому у нас есть огромная проблема «низкоактивных» отходов. Они должны быть вывезены или уничтожены. Но если вывозить, то непонятно куда.

Проше говоря, на некоторых территориях жители уже могут вернуться в свои дома, но при этом у них не будет средств к существованию. Ведь фермы, рыбные пруды и магазины уничтожены из-за высокого уровня радиации. А получат ли эти люди компенсацию – совершенно непонятно.

Другие, которые жили ближе к станции, не понимают, смогут ли вернуться в свои дома вообще когда-нибудь. И правительство всё меньше интересуется этой огромной массой людей, а соотечественники начинают относиться к ним враждебно. Это ведёт к новому, возможно, невиданному доселе расколу в обществе.  

***

Этот материал опубликован в №11 журнала Корреспондент от 20 марта 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Японияаварияатомная энергетикаФукусима
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии