Почему Польша качнулась «вправо», и насколько это выгодно Украине.
Ещё в феврале, когда избирательная кампания в Польше только начиналась, претендентка на пост президента от левых сил Магдалена Огурек заявила, что сразу после своего избрания готова позвонить президенту России и нормализовать отношения между странами. По её словам, для этого хватило бы одного звонка - главное желание. Ведь Польша не может себе позволить иметь врага в лице такой большой и влиятельной страны, пишет Пола Добрянски, профессор Гарварда, заместитель госсекретаря США с 2001 по 2009 год, в колонке, опубликованной в №19 журнала Корреспондент от 15 мая 2015 года.
В первом туре выборов Огурек набрала чуть более 2% голосов избирателей – это стало самым плохим результатом для левых сил с момента первых демократических выборов в Польше в 1990 году. Конечно, тут свою роль сыграла неопытность кандидата и то, что она была больше известна как телеведущая. Но, с другой стороны, жёсткая позиция относительно России позволила актёру и рок-музыканту Павлу Кукизу получить 20% голосов.
Очень показательно, что противостояние главных кандидатов на пост президента – действующего лидера Польши Бронислава Коморовского и его противника Анджея Дуды – развернулось опять-таки вокруг вопроса о Путине и России.
Сейчас польская экономика развивается в общем неплохо, так что особых потребностей в преобразованиях и реформах нет. Понятно, что никакая страна не может остановиться в своём развитии, но всё же экономические вопросы ушли на второй план. Поэтому поляков больше интересует политика.
Совсем недавно это было на руку Коморовскому: он представлял собой умеренно-правого политика, который был готов поддержать украинское правительство и постоянно высказывался за европейское будущее Киева. Тогда, по данным опросов общественного мнения, у него было более 50% голосов. И его победа казалась решённым вопросом. И действительно, но выборах в 2010-м он обошёл радикального Ярослава Качиньского, так как говорил о компромиссе и дипломатии.
Но события в Украине изменили политическую карту Польши. После захвата Крыма и войны на Донбассе стало понятно, что Россия начала проводить агрессивную политику в Европе.
Много лет в США и ЕС Россию расценивали как малозначительного игрока, так как она не представляла для нас угрозы. И в Москве, видимо, страдали от этого, поэтому и решили опять стать общей угрозой
Честно говоря, я ждала этого. Много лет в США и ЕС Россию расценивали как малозначительного игрока, так как она не представляла для нас угрозы. И в Москве, видимо, страдали от этого, поэтому и решили опять стать общей угрозой и таким образом повысить свой статус в мире. Для политики Путина это неудивительно.
В Польше поняли, что членство в НАТО и стратегическое партнёрство с Америкой не являются надёжной защитой от посягательств с востока. Никто пока не говорит об аннексиях или вторжениях, но избиратели заволновались.
Тогда стало понятно, что политика компромисса не слишком устраивает поляков. И популярность Дуды начала расти. Он говорил о том, что недостаточно гарантий безопасности из-за океана, что нужны поставки противоракетных комплексов. А сама Варшава должна стать региональным лидером.
Особенно актуальными стали эти слова посте того, как журналисты обнародовали слова бывшего министра иностранных дел Радослава Сикорского о том, что американские обещания защитить Польшу ничего не стоят. Эти слова тогда стоили министру поста в новом правительстве ЕС, куда он очень хотел попасть, а также закрыли для него выдвижение в президенты. Но поляки поверили им и начали понимать, что современная политика не слишком подходит для таких неспокойных времён.
Поэтому неудивительно, что Дуда с его призывами активнее противостоять Путину набрал более 34% голосов в первом туре и имеет реальные шансы обойти Коморовского при голосовании 24 мая. Ещё интереснее, что за него голосовали в основном жители восточных регионов, то есть те, что ближе к России.
Впрочем, действующий президент ещё может побороться за свой пост. Но главное – ни один из кандидатов не видит возможности нормализовать отношения с Москвой до окончания украинского кризиса.
Киеву подойдёт любой президент Польши. Они оба будут выступать адвокатами Украины в Европе. Для вас главное проводить реформы и бороться с коррупцией, так как это даст Варшаве дополнительные аргументы в продвижении Украины к ЕС
Киеву, по моему мнению, подойдёт любой президент Польши. Они оба будут выступать адвокатами Украины в Европе. Для вас главное проводить реформы и бороться с коррупцией, так как это даст Варшаве дополнительные аргументы в продвижении Украины к Евросоюзу.
Агрессивная политика только сплотила Европу и на примере польских выборов показала, что ответом на гибридные войны может быть только уход политиков в правый консерватизм.
***
Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 15 мая 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.