Фото: Reuters
Благодаря Эдварду Сноудену мир узнал о том, что американские спецслужбы прослушивают людей по всему миру
Сможет ли решение конгресса США остановить глобальную слежку Агентства национальной безопасности по всему миру.
Должен признаться: решение создать разветвлённую сеть прослушивания телефонных разговоров граждан Америки не сделало нашу жизнь более безопасной. Даже больше, мы стали свидетелями формирования новой системы, которая не подчиняется государственным органам и может сама принимать решение, кто является врагом государства, пишет Лорен Рено, генерал ВВС США, глава аналитического центра Center for Creative Leadership, в колонке, опубликованной в №20 журнала Корреспондент от 22 мая 2015 года.
Всё это началось задолго до терактов 11 сентября [2001 года], когда самолёты, управляемые исламскими смертниками, врезались в башни Всемирного торгового центра. Уже тогда Агентство национальной безопасности (АНБ) имело разветвлённую систему шпионажа за нашими гражданами. Только никто не может понять, как именно она использовалась. Вопрос в том, что большая часть бюджета АНБ направлялась из специального президентского фонда в обход конгресса, так что почти невозможно проконтролировать, куда идут эти деньги.
Думаю, если бы не история с Эдвардом Сноуденом [бывшим сотрудником АНБ, передававшим секретную информацию журналистам], мы бы не скоро узнали о самом существовании такой системы, которая включала в себя прослушивание телефонных разговоров, люстрацию корреспонденции и подключение интернет-компаний к слежке.
Я осуждаю Сноудена за то, что он решил разгласить эти данные прессе, а не обратился к своему начальству или напрямую к конгрессу. Хотя, должен признать, сейчас ситуация складывается таким образом, что властям выгодно держать всё это в секрете. В любом случае пресса, возможно, стала его последней надеждой.
В итоге мы узнали, что с 1978 года в АНБ создали систему слежения, которой не было равных. Для этого не пожалели денег и аппаратуры. Если только приблизительно оценивать бюджет этой программы, то выходит, что денег она получала больше, чем ФБР и полиция, вместе взятые. Но пока ошеломительных результатов не добилась.
Поэтому я одобряю решение палаты представителей конгресса ограничить прослушивание телефонных звонков. Возможно, это положит конец разговорам о том, что правительство решилось следить за собственными гражданами. Впрочем, я сильно в этом сомневаюсь.
Во-первых, закон должен пройти сенат. А там большинство прочно удерживают республиканцы, которые не раз выступали против идеи ограничения деятельности спецслужб. Тут закону поможет само время, так как в США начинается избирательная кампания и ни один кандидат не хочет выглядеть ретроградом, поддерживающим слежку во имя национальной обороны.
Таким образом, они могут поддержать этот закон. Но даже если так случится, то система слежки не будет свёрнута полностью. На это никто не рассчитывает, особенно потому, что идеи конституционных свобод в Америке сейчас оказались почти забыты.
Это показывает глубинную проблему оторванности властей и госаппарата от народа. Наиболее явно это было заметно в годы правления Джорджа Буша-младшего. Тогда для того, чтобы ловить реальных и мнимых террористов, сотни тысяч звонков записывались и анализировались ежедневно.
Примерно тогда же в слежку были вовлечены социальные сети и компании, обслуживающие интернет. Власти принимали тайные решения о том, насколько важна та или иная информация. И никто их не контролировал. В годы правления Барака Обамы всё оставалось по-прежнему до скандала с системой слежения Призма.
И теперь вряд ли многое изменится, так как угроза исламского терроризма никуда не делась - она стала только более реальной. И теперь теракты могут совершить не выходцы из проблемных стран, а те, кто давно живёт у нас. Как было с бостонскими взрывами или стрельбой в Париже.
Это наше собственное зло, поэтому АНБ будет продолжать слежку. Тут важно понять, хотим ли мы пожертвовать общественными свободами ради безопасности или готовы рискнуть. Пока большинство американцев выступают против слежки, но одновременно хотят, чтобы бомбы не взрывались, а террористов вовремя ловили.
Сейчас АНБ пытаются лишить одного из инструментов надзора за американцами. Но это лишь часть вопроса. А состоит он в том, готовы ли мы делегировать свои права в обмен на стабильность. Особенно он актуален сейчас, когда исламский джихадизм становится всё более популярным в мире, а сама система международных отношений разваливается на глазах.
***
Этот материал опубликован в №20 журнала Корреспондент от 22 мая 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.