Корреспондент.net,
10 сентября 2015, 07:23
Гражданское общество, которое формируется в Мексике, начинает борьбу с наркокартелями, не дожидаясь помощи государства.
«Студенты, о которых весь мир говорит уже почти год, конечно, мертвы. Полицейские и картели не любят, когда против них протестуют», – говорит в интервью одной из мексиканских газет человек, убивавший людей по заказу крупных наркокартелей.
«Есть простая история, – продолжает он. – По улице идёт небольшая демонстрация против коррупции и властей, которые покрывают наркоторговлю. Мы перекрываем въезд и выезд с улицы и расстреливаем всех. После этого полиция присылает машины мусорщиков, чтобы забрать тела, и заново открывает улицу для движения».
Такие истории в последние годы стали для Мексики привычным делом, пишет Павел Сивоконь в №35 журнала Корреспондент от 4 сентября 2015 года. Внимание мировой общественности привлекло только похищение 43 студентов, выступавших против коррумпированности мэра города Игуалы. По дороге на митинг их остановили полицейские и под угрозой расправы погрузили в машины. После этого следы студентов затерялись.
Президент страны Энрико Пенья Ньето лично пообещал вернуть студентов их семьям. Но почти год спустя официальные власти признали, что пока не могут сказать, живы студенты или нет. Хотя источники в картелях напрямую говорят о том, что они давно убиты и похоронены в одной из сотен братских могил.
Наркокартели ещё несколько раз устраивали нападения на мирные манифестации и перестрелки с полицией, в результате чего, по неофициальным данным, за прошлый год погибли более 2 тыс. человек. И в последнее время боевики наркокартелей всё чаще выполняют заказы коррумпированных чиновников, которым не нравится рост гражданской активности среди молодёжи.
«Новое поколение уже не хочет идентифицировать себя с повсеместными взятками или наркотиками. Они выбирают борьбу с этими явлениями, которые за много лет проникли на все уровни власти», – говорит Корреспонденту Патрисия Эскенази из Organization of American States.
В будущем гражданское общество, которое стремительно формируется в Мексике, станет всё сильнее давить на власти, с тем чтобы они противодействовали картелям
По её мнению, в будущем гражданское общество, которое стремительно формируется в Мексике, станет всё сильнее давить на власти, с тем чтобы они противодействовали картелям.
Но и наркомафия не собирается сдаваться. К тому же на смену традиционным картелям приходят мелкие и жестокие банды, контролирующие небольшие территории по всей стране. Если крупные наркокартели, ставшие стабильными организациями и пытающиеся инвестировать в легальный бизнес, готовы немного потесниться ради постоянной выгоды, то мелкие формирования боевиков будут убивать и запугивать любого, кто рискнёт пойти против их бизнеса, или чиновников, их покрывающих.
Поэтому сейчас в стране разворачивается битва между гражданским обществом и наркомафией. И государство пока либо бездействует, либо воюет на стороне преступников.
Бароны и террористы
В начале 2014 года недавно избранный президент Ньето, молодая надежда либералов, заявил, что благодаря решительной кампании против наркомафии значительная часть главарей крупных картелей пойманы и ждут суда. И действительно, общие усилия ФБР и мексиканской армии дали возможность обезглавить значительную много преступных группировок. Тогда популярными были кадры массовых задержаний и изъятия огромных партий наркотиков, которые потом сжигались.
По мнению экспертов, общая идея войны с наркомафией была разработана в США ещё в 2010 году. Тогда экспорт героина и кокаина из Мексики в Штаты достиг рекордных показателей. В то время более 2 тыс. т наркотиков каждый месяц переправлялась через границу.
«В Америке понимали, что отследить всю контрабанду невозможно, и решили побороть картели в самой Мексике. Если не уничтожить их совсем, то хотя бы снизить объём поставок», – говорит Карлос Монторо, аналитик Bank for International Settlements.
В США разработали общую линию борьбы. По сути, картели решили обезглавить. Ранее точно так же поступили с террористической организацией Аль-Каида
И тогда в США разработали общую линию борьбы. По сути, картели решили обезглавить. Ранее точно так же поступили с террористической организацией Аль-Каида: после начала войны с мировым терроризмом американские армия и разведка объявили охоту на главных действующих лиц Аль-Каиды и постепенно уничтожили их всех.
В какой-то момент казалось, что такая тактика приносит свои плоды: террористическая активность на Ближнем Востоке пошла на спад. А новые лидеры террористов старались быть как можно менее заметными, так как громкие теракты означали бы для них прямую угрозу собственной жизни.
И с картелями воевали так же. С 2010-го, по данным ЦРУ, более 50 лидеров и высокопоставленных руководителей, которые курировали наркотрафик, были убиты или арестованы. Никто не скрывал, что в этих операциях принимают участия и американские военные, получившие богатый опыт такой работы на Ближнем Востоке.
Но через некоторое время система начала давать сбой. Стало понятно, что уничтожение лидеров традиционного исламского терроризма привело к полному хаосу в регионе. Из этой неразберихи родилось Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), которое сейчас захватывает всё новые территории.
Традиционные картели, лишённые лидеров, ослабевают и начинают распадаться на отдельные банды, которые контролируют небольшие территории
В Мексике происходит нечто подобное. Традиционные картели, лишённые лидеров, ослабевают и начинают распадаться на отдельные банды, которые контролируют небольшие территории.
«Все понимали, что Вашингтон и Мехико периодически договаривались с крупными картелями, чтобы сократить поставки наркотиков или остановить особенно кровопролитные войны между ними», – поясняет профессор Йельского университета Джон Негропонт.
Теперь же с новыми бандами невозможно вести переговоры: они более жестоки и готовы на всё для того, чтобы наращивать свой бизнес.
Мексиканская глубинка превратилась в очень опасное место, где политики используют боевиков в своих целях. Центральные власти Мексики ничего не могут с этим сделать
Кроме того, фрагментация картелей усилила коррупцию на местах. Мексиканская глубинка, по информации аналитиков американского Института Брукингса, превратилась в очень опасное место, где политики используют боевиков в своих целях. Центральные власти Мексики ничего не могут с этим сделать, так как чиновники начали ещё теснее сотрудничать с бандами, способными обеспечить им стабильное правление.
США также потеряли интерес к борьбе с картелями. Сейчас противостояние с ИГИЛ и ситуация на Ближнем Востоке поглощают всё внимание Вашингтона. К тому же американцы пока не знают, как противостоять очередной угрозе.
Новое поколение
В последние годы борьбу против наркокартелей и банд пытается взять на себя гражданское общество. Это в основном студенты и молодые специалисты, желающие преобразований в стране. Именно они выбрали президентом Ньето, обещавшего не только экономический рост, но и справедливый суд для чиновников и наркобаронов. Его идеи казались очень прогрессивными.
По мнению экспертов, люди, которые сейчас митингуют против картелей, выросли и сформировались в довольно успешное время. Экономика Мексики в среднем росла на 4-6% в год и даже после начала экономического кризиса в 2008-м не потеряла своего ускорения.
Во многом это произошло благодаря выгодному сотрудничеству с США и росту цен на природные ресурсы, составляющие значительную часть экспорта государства. В 2014 году ВВП на душу населения Мексики составлял $ 12.800, что было одним из самых высоких показателей в Латинской Америке. Так что эти люди никак не связаны с наркомафией и не хотят, чтобы их страну ассоциировали с данным явлением.
Чиновники на местах или стараются не замечать этого, или нанимают банды для расправы с манифестантами
Пока эта борьба преимущественно проявляется в виде манифестаций и шествий, призванных оказать давление на центральные власти. Чиновники на местах или стараются не замечать этого, или нанимают банды для расправы с манифестантами. Но после случая со студентами в Игуале центральное правительство приняло решение ввести дополнительную охрану демонстраций. В прошлом году полицейским пришлось несколько раз вступать в перестрелки с бандами, которые хотели напасть на митингующих.
Сейчас Ньето обещает начать новую тотальную войну с наркомафией и коррупцией. Хотя до этого он не очень преуспел, даже опираясь на полную поддержку населения. В некоторых районах активисты сами смогли добиться отставки наиболее одиозных чиновников.
Эксперты считают, что формирование части молодого и активного населения может привести к массовым протестам против преступности по всей стране
Эксперты считают, что формирование части молодого и активного населения может привести к массовым протестам против преступности по всей стране. Нечто подобное было на Ближнем Востоке в 2010 году и называлось это движение арабской весной, когда активная молодёжь выступила против коррумпированных режимов. Но движение выродилось в серию гражданских войн и рост радикального исламизма.
По мнению Монторо, чтобы Мексика не пошла по пути вооружённых столкновений, власти должны поддержать протесты и начать собственную борьбу с новым типом небольших картелей. Иначе ситуация в стране станет непредсказуемой.
***
Этот материал опубликован в №35 журнала Корреспондент от 4 сентября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.