Корреспондент.net,
15 октября 2015, 15:26
Фото: EPA/UPG
Через несколько лет США и некоторые страны Тихого океана и Латинской Америки хотят удвоить объем торговли
Какой будет зона свободной торговли на Тихом океане, и кому она принесёт процветание.
На этой неделе структура Тихоокеанской зоны свободной торговли наконец начала оформляться, пишет Брайан Рейли, старший аналитик The Institute for Economic Freedom and Opportunity, в колонке, опубликованной в №40 журнала Корреспондент от 9 октября 2015 года. Осталось проголосовать за этот договор в конгрессе, и он вступит в силу. Америка шла к этому много лет и пыталась договориться со своими партнёрами, но на пути было много препон.
Главное, чего слишком многие политики не понимали: торговля между Азией, США и Латинской Америкой имеет огромный потенциал роста. В Латинской Америке сосредоточены обширные и пока нетронутые природные ресурсы и богатые земли. Азия же нуждается в сырье для обеспечения своего промышленного роста, а также чтобы кормить своё растущее население.
Кроме того, страны Латинской Америки имеют все шансы стать очередным клондайком для инвестора в будущем. Их экономика пока не насытилась свободными деньгами и готова к новым капиталовложениям. Чтобы перейти от сырьевого развития к инновационному, Латинской Америке нужны огромные деньги. А Китай и США как раз ищут, куда бы инвестировать избыточные средства.
Преимущества для свободной торговли на Тихом океане стали ещё более очевидными во время финансового кризиса 2008-2009 годов. Тогда инвесторы бежали с неблагополучных рынков в развитых странах, но не могли прийти в Латинскую Америку или Азию из-за торговых и инвестиционных барьеров. Теперь же к этим инвестиционным потокам хотят присоединиться Индия и Китай, которые накопили достаточно денег и ненасытны в вопросах ресурсных поставок.
Пакт, который заключат в ближайшее время, будет включать в себя 16 стран. В основном это небольшие страны Азии и Латинской Америки, а также США, Канада, Япония и Южная Корея
Пакт, который заключат в ближайшее время, будет включать в себя 16 стран. В основном это небольшие страны Азии и Латинской Америки, а также США, Канада, Япония и Южная Корея. Если он заработает, торговые ограничения между этими государствами исчезнут. По моим оценкам, внутри этой зоны объёмы торговли увеличатся к 2020 году на 50%, или на $ 750 млрд. И это только вопрос торговли, не говоря уже про инвестиции или технологическое ускорение.
Для мировой торговли это станет сильнейшим толчком. В последний раз такое ускорение получала региональная торговля, когда Мексика, США и Канада организовали собственную зону свободной торговли. Тогда за три года товарооборот между этими странами удвоился. Теперь эффект может быть ещё большим.
Конечно, было бы идеально, чтобы в эту организацию вошёл и Китай. Но тут есть некоторые сложности. Во-первых, КНР хочет создать собственную зону приоритетной торговли, где не будет США, так как эти страны до сих пор не могут установить единые нормы торговли между собой. Во-вторых, Вашингтон не готов открывать свои рынки Китаю, пока тот жёстко контролирует свои валютные курсы и понижает стоимость собственных товаров. Это означает, что китайский импорт будет более конкурентным в Америке. Поэтому пока Китай не собирается входить в данную организацию.
С другой стороны, не приглашают туда и Россию. Но тут причины совсем другие. Эта страна пока не занимает ведущего места в торговле на Тихом океане и поэтому не так важна. Кроме того, есть и политические причины такого охлаждения между Вашингтоном и Москвой.
Начиная с 2003 года, страны региона заключали между собой двусторонние пакты о свободной торговле. Но всеохватывающий договор только сейчас вступит в силу.
Интересно, что зона свободной торговли на Тихом океане станет новым шагом в развитии самой ВТО. В последние годы эта организация пребывает в постоянном кризисе. Саммит в декабре 2013 года на Бали немного прояснил ситуацию и снял самые сложные вопросы, но пока непонятно, в какую именно сторону будет развиваться система мировой торговли.
Многие эксперты считают, что в период кризиса государства слишком увлеклись протекционизмом и спасением своей промышленности от экспорта и сама система глобальной торговли начала разваливаться. Теперь же стало понятно, что страны ещё могут подписывать и осуществлять крупные проекты в сфере торговли. Я считаю, что это также один из признаков постепенного возрождения экономики, которая опять становится более открытой. Главное, чтобы страны на Тихом океане вложили реальный смысл в этот договор.
***
Этот материал опубликован в №40 журнала Корреспондент от 9 октября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.