Скандал с «панамскими бумагами» может вызвать очередной виток борьбы с офшорами.
Массовые волнения и отставка премьер-министра в Исландии, пресс-конференции немецкого канцлера Ангелы Меркель, главы МВФ Кристин Лагард и даже короля Испании Хуана Карлоса II– всё это за неполную неделю стало последствием обнародования большого массива документов юридической панамской компании Mossack Fonseca, которая является четвёртой офшорной корпорацией в мире, пишет Павел Сивоконь в №13 журнала Корреспондент от 8 апреля 2016 года.
Данные, которые обнародовал мировой консорциум журналистов-расследователей, уже привели к кризисам в нескольких странах. Во многом на них негативно отреагировали государства Западной Европы. В США большая часть политиков сохраняла молчание, а официальные лица не стали вообще комментировать этот скандал. Эксперты объясняют это тем, что американские политики практически не фигурируют в этих документах, и задета главным образом репутация стран Европы или деспотичных государств Азии.
«В Европе в основном отрицают факт офшоров или заверяют, что проведут расследования. А в Москве, Пекине или Эр-Рияде сохраняют молчание и называют эти документы спланированной атакой на их лидеров», - говорит Корреспонденту Метью Эштон из Университета Нотингема.
По его мнению, последствия этого скандала будут двоякими. С одной стороны, офшорные компании начнут мигрировать в сторону регионов, где тайна вкладов соблюдается ещё жёстче – например, в Азию или Африку. В то же время, в мире опять формируются предпосылки для очередного этапа борьбы с зонами налоговой оптимизации, где многие компании и политики пытаются спрятать свои деньги.
За короткий период мир пережил несколько этапов борьбы с офшорами, которые были направлены на разные страны и преследовали совершенно разные цели. Вначале Америка пыталась получить доступ к счетам, которые могли использоваться для финансирования международного терроризма. Позднее Вашингтон также старался поставить под контроль страны Карибского региона, когда возникла идея создания единой службы по борьбе с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов.
Но сейчас журналистское расследование впервые зацепило более 140 политиков. Ранее государства боролись в основном с компаниями, предпочитающими сохранить свою банковскую тайну неприкосновенной. Теперь же все заговорили уже о людях, которые разместили там деньги, а также о способах получения этих денег. При этом за несколько месяцев до обнародования списка Mossack Fonseca уже была замечена в помощи бразильским и мексиканским предпринимателям в отмывании своих доходов от незаконных сделок.
Пока первые лица многих стран думают, как обьяснить наличие своих счетов в банках на территории офшоров, мир ждёт публикации новых документов, разоблачающих президентов и премьеров.
Первые удары
В 2001 году в США был принят Акт о борьбе с использованием денег для финансирования терроризма. ИтогдавВашингтоневспомнилио Financial Action Task Force on Money Laundering илиFATF. Эту организацию Большая семёрка создала ещё в 1997-м именно для борьбы с офшорами. Но она не работала, так как никто из крупных государств не хотел использовать своё влияние для борьбы с отмыванием денег.
Однако после терактов 11 сентября в Америке решились узнать, кто именно финансировал сеть международного терроризма. Тогда главная битва развернулась между Швейцарией, на счетах которой хранится более $ 2,8 трлн, и США. К Америке также примкнула Германия, обвинявшая свои компании в выведении доходов из-под своей юрисдикции в соседнюю страну.
Тут не обошлось без утечки информации. Один из сотрудников крупного швейцарского банка UBSпередал прокуратуре Германии список клиентов, которые через подставные компании регистрировали там свои активы. После этого в феврале 2009 года Штаты вынудили UBS – под угрозой отзыва лицензии на деятельность в США – предоставить список 17 тыс. американских клиентов банка.
«В феврале 2013-го Швейцария дала согласие на автоматический обмен данными в рамках соглашения о налогообложении зарубежных средств резидентов США», - поясняет Майк Таннер из Института САТО.
Правительство США потребовало, чтобы любая иностранная организация, которая считается финансовой институцией, заключала договор об обмене информацией с налоговой службой Америки. В нём подписанты обязуются информировать американских налоговиков обо всех счетах граждан и компаний-резидентов США. Вслед за Штатами решили отказаться от банковской тайны и страны Евросоюза – в мае 2013-го они договорились об обмене финансовой информацией.
Следующий этап борьбы с офшорами начался в 2014 году, когда международный консорциум журналистских расследований обнародовал информацию о 120 тыс. подставных компаний, офшорных счетах и сомнительных сделках. В уклонении от налогов подозревали 140 тыс. человек из 170 стран.
После этого события, получившего название OffshoreLeaks, канцлер казначейства Великобритании Джордж Осборн заявил, что отдельные офшоры готовы принять соглашения об автоматическом обмене информацией с ЕС и США. Но в то время доказательства уклонения от налогов в основном касались нескольких больших финансовых корпораций и среднего бизнеса. О политиках же пока не говорили.
Политический аспект
За долгие годы существования у офшоров на островах Карибского моря и в Латинской Америке сформировалась достаточно надёжная репутация. Тем более, что в отличие от европейских стран, они крепко удерживали свою позицию. Интересно, что большинство этих государств входят в Британское Содружество, и поэтому именно Лондон начал кампанию против налоговых уклонистов.
Британский премьер Дэвид Кэмерон в специальном послании потребовал от офшоров на Каймановых и Виргинских островах, а также в Гибралтаре присоединиться к европейской инициативе. Но потом оказалось, что отец британского лидера имеет секретный счёт в Панаме, на котором лежит несколько миллионов фунтов, и нынче многие эксперты поясняют не слишком большое рвение премьера в борьбе с офшорами его личными интересами.
«Теперь же расследование коснулось достаточно влиятельных политиков, и реакция будет более жёсткой», - говорит Фредрик Эриксон, глава EuropeanCentreforInternationalPoliticalEconomy.
По его словам, вскоре стоит ждать новой волны борьбы с Карибскими офшорами. Раньше главным идеологом такого противостояния были США, но сейчас они очень сдержанно реагируют на скандал.
Журналисты заявляют, что основные данные были получены в результате утечки информации. А собственники Mossack Fonseca заявляют о взломе их компьютерных систем. В Вашингтоне с большим подозрением относятся к любым взломам и сливам информации после случаев с Эдвардом Сноуденом и Джулианом Ассанджем. Потому борьба с Карибскими банками может быть и не такой рьяной.
Но в любом случае страны, чьи лидеры оказались замешаны в этом скандале, должны будут реагировать. Если в Европе это, скорее всего, приведёт к расследованиям, системным кризисам и отставкам, то деспотичные режимы будут всё отрицать.
Этот скандал показал: в мире становится всё меньше мест, куда бы диктаторы Востока или нечестные лидеры Запада могли перевести свои деньги и считать их в полной безопасности. Теперь эксперты предполагают, что особенно удобными для хранения нечестно нажитых средств станут Азия или Африка. Тамошние страны заинтересованы в притоке денег и готовы хранить тайны от любых журналистов.
Но бороться с офшорными юрисдикциями постепенно начинает и Китай. Поэтому белых пятен на налоговой карте мира будет становиться всё меньше.
***
Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 8 апреля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.