Турецкие власти обиделись на то, что им не дают агитировать за свой референдум в странах ЕС, и включили антизападную риторику.
Турция рассорилась со всей Европой.
Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган поочередно обвинил в нацизме и фашизме Германию и Нидерланды. А затем и вовсе заявил, что Запад спонсирует терроризм на Ближнем Востоке.
На этом фоне происходит новое сближение турецких властей с Россией, а в самой Турции готовится судьбоносный референдум, который может серьезно усилить власть Эрдогана.
Корреспондент.net разбирался, из-за чего “шумит” Анкара.
Ключевой референдум
На 16 апреля в Турции запланирован референдум по конституционной реформе, наделяющий президента страны единоличной властью.
В случае положительного результата Эрдоган получит право назначать министров, готовить проект государственного бюджета, отбирать большинство старших судей и вводить некоторые законы своим декретом.
Президент сможет самостоятельно вводить чрезвычайное положение и распускать парламент.
В Анкаре, опасаясь непредсказуемого результата референдума, очень рассчитывают на голоса зарубежной диаспоры.
Только в Германии насчитывается более 1,4 миллиона турецких избирателей, с которыми напрямую и через родственные связи ведется постоянная работа.
В ходе прежних крупных избирательных кампаний стали обычной практикой визиты ведущих турецких политиков и госчиновников на немецкую землю. В 2014 году сам Эрдоган агитировал этнических турок в Германии голосовать за него на президентских выборах. Официальный Берлин против этого не возражал.
Но сейчас ситуация изменилась, власти Германии, Австрии и Швейцарии выступили против проведения на их территории акций в поддержку турецкого референдума, что и вызвало гнев Эрдогана.
Ссора с Германией
В Германии проживает самая большая турецкая диаспора в Европе.
Предполагалось, что министр юстиции Турции выступит по вопросу референдума перед соотечественниками в небольшом городке Гаггенау в земле Баден-Вюртемберг, министр экономики — в Кёльне и министр иностранных дел — в Гамбурге.
Коммунальные власти трех городов поочередно отказали турецким политикам в проведении мероприятий. Основания — проблемы безопасности, нехватка парковочных мест для авто, пожароопасное состояние помещения. При этом официальный Берлин подчеркнул, что не имеет никакого отношения к отказам.
Произошло это на фоне задержания в Турции корреспондента немецкого издания Die Welt Дениза Юджела.
Родившийся в Германии этнический турок Юджел имеет наряду с немецким еще и турецкое гражданство. В своих публикациях он неоднократно критиковал политику Эрдогана. Теперь его обвиняют в пропаганде терроризма и разжигании межнациональной вражды.
После отказа министрам в агитации на территории Германии сравнил нынешние действия немецких властей с практикой времен национал-социализма, обвинил Германию в полном отсутствии демократии и поддержке терроризма в лице курдских сепаратистов. А журналиста Юджела назвал «шпионом», которого специально заслали для подрывной деятельности.
«Захочу, поеду (в Германию) завтра. Приеду, и если они меня не пустят или не разрешат выступить, то устрою им бунт», - заявил турецкий президент.
Конфликт с Нидерландами
Еще больших масштабов приобрел конфликт Анкары с Нидерландами.
Власти страны запретили посадку самолета с турецкой делегацией во главе с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу, мотивировав это решение соображениями безопасности. Чавушоглу собирался выступить на митинге в Роттердаме, приуроченном к конституционному референдуму в Турции.
После этого в Нидерланды въехала наземным транспортом из Германии министр по делам семьи и социальной политики Турции Фатма Бетюль Сайян Кайя. Она пыталась попасть в турецкое генконсульство в Роттердаме. Но власти Нидерландов выслали министра из страны.
Эрдоган назвал власти Нидерландов "пережитками нацизма" и фашистами.
Президент Турции пригрозил Нидерландам ответными мерами.
"После конституционного референдума 16 апреля Турция примет ответные меры. Анкара умеет быть терпеливой...Посмотрим, как после этого ваши самолеты будут приземляться в Турции. Конечно, я имею ввиду дипломатическую сферу, а не поездки рядовых граждан. Это отдельный вопрос, требующий рассмотрения", - сказал он.
Также Анкара призывала ввести санкции против Нидерландов.
МИД Турции дал понять, что возвращение голландского посла в Анкару из отпуска будет нежелательным.
Власти Нидерландов разогнали акцию протеста у турецкого консульства в Роттердаме, но протесты перед консульством Нидерландов в Стамбуле закончились заменой голландского флага над диппредставительством на турецкий флаг.
Эрдоган против Запада
На этом проблемы турков в Европе не закончились. В Дании уже заявили, что отменяют визит турецкого премьера в страну.
А Эрдоган заявил, что Запад вооружает всех террористов на Ближнем Востоке.
"Враги Анкары слабеют по мере усиления Турции. Запад вооружает всех террористов на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что Запад все еще отрицает этот факт, у Анкары есть документальные свидетельства поставок оружия. Есть и фотографии, на которых террористы одеты в униформу, произведенную в этих странах. Кого вы обманываете? Нам хорошо известна ваша суть", - заявил он.
По его словам, события последних дней - наглядная демонстрация исламофобии и за последние несколько дней "Запад показал свое истинное лицо".
"Раньше я считал, что нацизм побежден, но это было моей ошибкой. Нацизм возродился на Западе”, - говорит турецкий президент.
С Россией все в порядке
Антизападную риторику Эрдогана объясняют приближением референдума и его попыткой заработать дополнительные пункты для своей инициативы.
Тем временем, Анкара вновь сближается с Москвой.
Сам Эрдоган недавно ездил в Россию, где встречался с Владимиром Путиным. По итогам визита оба лидера делали заявления исключительно в позитивном ключе.
Президент Турции заявил, что две страны «завершили уже процесс нормализации».
«После этого у нас такие ожидания – установить надежное взаимное доверие, и чтобы политический диалог повлиял на экономическую сферу», – добавил турецкий лидер, высказав пожелание, чтобы Россия полностью ликвидировала экономические ограничения в отношении Турции.
«Можно уверенно констатировать, что наши страны возвратились на путь действительно партнерского, многопланового взаимодействия», - отметил Путин по итогам встречи.
Снова говорили лидеры и о Турецком потоке.
Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко говорит, что турецкий лидер сейчас нуждается в укреплении связей с Москвой на фоне неопределенности его отношений с Западом.