По словам обвинения, в 2001 году аудитор фирмы "Файерстоун Данкан" Сергей Магнитский помогал главе инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильяму Браудеру уклоняться от налогов, зарегистрировав в тогдашнем внутреннем офшоре в Калмыкии две фирмы и фиктивно наняв на должности аналитиков местных жителей-инвалидов.
Однако незадолго до ареста, а затем и смерти в СИЗО "Матросская тишина" сам Сергей Магнитский обвинил ряд милицейских чинов и налоговых инспекторов в том, что они с помощью похищенных документов нескольких фирм Браудера украли из госбюджета 5,4 млрд рублей (230 млн долларов США) путем возмещения налога на добавленную стоимость.
С Биллом Браудером побеседовал корреспондент Русской службы Би-би-си Олег Антоненко.
Билл Браудер: Я думаю, что сегодняшний день – день позора для России. Они осудили мертвого человека. Это происходит впервые со времен папы Формоза, мы говорим о 900 годах нашей эры. Это лишь доказывает отчаянное желание Путина любым способом наказать Сергея Магнитского.
Би-би-си: Вы сами не боитесь, что вас включат в списки разыскиваемых Интерполом?
Б.Б.: Интерпол уже заявил, что не признает легитимность этого судебного процесса и отказал России в требовании включить меня в "черные списки". Интерпол не хочет иметь ничего общего с этим незаконным преследованием.
Би-би-си: Следили ли вы сами или ваши представители за ходом процесса? Планируете ли вы подавать апелляцию?
Б.Б.: Еще когда они только задумали начать дело против мертвого человека, используя сфабрикованные материалы и прочие нелегальные методы, мы для себя решили, что не станем даже удостаивать всю эту процедуру вниманием. Пока Путин у власти, мы не сможем предпринять в России никаких дальнейших шагов по этому делу.
Би-би-си: На этой неделе много говорили о том, что у Британии есть свой "список Магнитского" - 60 россиян не смогут въехать на территорию Великобритании. Вы удовлетворены таким решением, или хотели бы более жестких санкций – как в США?
Б.Б.: Мы надеемся, что в обозримом будущем и в Британии, и в других странах Европы будут введены визовые санкции, заморожены активы и обнародованы имена людей, имеющих отношение к убийству Сергея Магнитского. Что же касается долгосрочной перспективы, то мы рассчитываем добиться суда над теми, кто участвует в пытках и убийствах в России. Разумеется, таких процессов в России быть не может, пока не сменится режим. Именно поэтому пока мы так рьяно настаиваем на введении санкций.
Би-би-си: И все же – вы удовлетворены действиями британского правительства?
Б.Б.: Британское правительство сделало только первый маленький шаг. Его решение касается только визовых ограничений, но о замораживании активов [причастных к смерти Магнитского] и об оглашении их имен речь пока не идет. Мы продолжим добиваться более масштабных санкций со стороны Великобритании.