Русская служба DW,
19 декабря 2013, 00:47
Эксперты международной комиссии уверены, что "массовых беспорядков" на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года не было.
Независимая Международная комиссия экспертов, сформированная по инициативе 8 крупнейших международных правозащитных организаций, в том числе Human Rights Watch, Amnesty International, Центр содействия международной защите (ICJ) и других, представила в Москве промежуточный доклад с результатами независимого расследования событий на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года.
Комиссия, состоящая из ведущих мировых экспертов в области свободы мирных собраний и мер полицейского реагирования, начала свою работу в конце апреля 2013 года и проводила собственное независимое расследование событий на Болотной параллельно с официальными следствием и судебными разбирательствами.
Выводы правозащитников оказались полностью противоположны тем, что содержатся в официальной версии. В частности, вина за все произошедшее на Болотной площади, согласно результатам расследования международной экспертной комиссии, лежит не на участниках акции протеста, а на российской власти и подчиняющихся ей силовых структурах.
"На основании анализа материалов очевидно, что события 6 мая не могут быть в целом классифицированы как публичное мероприятие с определяющими критериями "массовых беспорядков", - таков один из основных выводов доклада независимой комиссии. Как заявила во вступительной речи правозащитница, заместитель главы московского бюро HRW Татьяна Локшина, он полностью совпадает с оценками российских наблюдателей.
Ошибка, закрепленная законодательно
Один из авторов "Руководящих принципов по совбоде мирных собраний" из БДИПЧ ОБСЕ Сергей Остаф из Молдавии провел анализ российского законодательства, касающегося организации и проведения массовых мероприятий. Его выводы также отражены в докладе.
"Закон вроде бы предписывает уведомительный характер подачи заявления о проведении массового мероприятия, но на деле любую акцию нужно согласовывать и получать разрешения от властей, - заявил Сергей Остаф. - При этом процедура переговоров превращается в процедуру навязывания решения, когда власть диктует что, где и как должны делать организаторы, а мнение самих участников вовсе не учитывается".
По словам Остафа, не отвечают международным стандартам и российские процедуры прекращения публичного мероприятия. "Эта процедура в России является слишком жесткой, настолько, что даже мелкие отклонения в ходе проведения мероприятия и отдельные нарушения приводят к тому, что их прекращают силовыми методами", - отмечает эксперт. При этом действия полиции не являются соразмерными допущенным нарушениям, и ответ силовиков всегда чрезмерный.
Проблема, по словам Остафа, состоит еще и в том, что судебные инстанции в России при оценке подобных событий принимают неадекватные решения и всегда занимают сторону властей. "Таким образом, сами российские законы и то, как они применяются, противоречат основополагающим принципам организации и проведения массовых акций, разработанным БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссией Совета Европы", - резюмировал Сергей Остаф.
Чрезмерность применения силы
Еще один автор доклада, украинский эксперт, полковник милиции в отставке, специалист в области предупреждения преступлений среди работников органов внутренних дел Олег Мартыненко оценил поведение полиции во время акции 6 мая 2012 года. По его словам, обращает на себя внимание тот факт, что сотрудники правоохранительных органов были изначально экипированы для ведения действий в условиях, как говорят в полиции, "опасных для жизни".
Кроме того, как отметил украинский эксперт, число сотрудников силовых структур было непропорционально велико: по разным данным, всего 6 мая были задействованы от 12 до 13 тысяч полицейских, бойцов ОМОН и солдат внутренних войск. "Все это говорит о том, что власти изначально планировали применение силы по отношению к демонстрантам, а это недопустимо", - заявил Олег Мартыненко.
Действия полиции в ходе самой акции, по мнению полковника милиции в отставке, также однозначно могут быть расценены как "чрезмерные". Как заметил Мартыненко, сотрудники силовых структур не сообщали о своих намерениях и не вели переговоры, не применяли "мягкие средства силового воздействия", не использовали водометы и шумовые гранаты, являющиеся средствами первого выбора, а сразу пошли врукопашную".
"Российские полицейские то ли исполняя приказ, то ли просто из-за того, что не умеют действовать иначе, били всех без разбора, тогда как должны были вычислять провокаторов и агрессивно настроенных граждан и защищать от них других манифестантов", - подчеркнул Мартыненко. По его словам, "сотрудники полиции изначально повели себя так, будто перед ними вооруженные люди, открыто выражающие свою агрессию".
Переоценка ценностей неизбежна?
По словам Татьяны Локшиной, во время событий на Болотной, а также в ходе проведения официального расследования, на демонстрантов, организовавших мирную акцию протеста, также была направлена агрессия. Однако же полицейские, применившие силу, выступают в качестве пострадавших. Правозащитница считает, что главной целью действий властей было именно наказание, причем не только непосредственно тех, кто был задержан по "болотному делу", но и в целом для всех граждан, разделяющих оппозиционные взгляды.
Отвечая на вопрос корреспондента DW о том, как доклад может повлиять на дальнейшее развитие событий, связанных с "болотным делом", Сергей Остаф заявил, что работа экспертов может быть использована в суде в качестве доказательства невиновности тех, кто сейчас находится под следствием. Если разбирательства внутри страны закончатся обвинительным приговором, то материалы, собранные в докладе, могут быть использованы при обращении в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, добавил эксперт из Молдавии.
Кроме того, Сергей Остаф выразил уверенность в том, что доклад международной экспертной комиссии по оценке событий 6 мая 2012 года, заставит руководство России по новому взглянуть на происходящее в стране. "Я думаю, что российское государство вполне понимает, что реформирование полиции с целью ее деполитизации необходимо и давно назрело ", - заявил Остаф в интервью DW. Ни фигуранты "болотного дела", ни представители власти к докладчикам пока не обращались.