Русская служба Би-би-си,
5 мая 2014, 12:00
Запад должен быть тверд
Times в своей редакционной статье пишет, что изменив одну государственную границу в Европе, российский президент Владимир Путин выпустил из бутылки злого джинна.
Столкновение в пятницу в Одессе продемонстрировало, что он больше не контролирует события на местах.
Незаконная аннексия Крыма убедила сепаратистов, что военными методами они могут прийти к власти. Это опасное заблуждение, и разуверить их должен российский лидер, считает Times.
Альтернатива может оказаться не менее кровавой, чем на Балканах в 90-е годы.
Главной целью Путина является ослабление или полный паралич любого прозападного правительства в Киеве. Самый простой – и самый разрушительный - способ достичь этой цели заключается в разжигании напряженности до такой степени, что правительство Украины будет вынуждено ввести чрезвычайное положение в стране и временно отменить действие конституции. Это сделает невозможным проведение выборов 25 мая.
Но риторика Путина указывает на то, что он хочет, чтобы вся Украина попала в славянские, а не западные объятия. Этой цели невозможно достичь ни российской интервенцией, ни разжиганием гражданской войны, замечает газета.
Для достижения своих целей Кремль должен быть в состоянии как начинать, так и отменять сепаратистские вылазки. То, что произошло в Одессе, демонстрирует, что он больше не может этого сделать, считает Times. Владимир Путин должен прийти в себя.
В 2008 году в Грузии он уже продемонстрировал, что готов признать победу, ограничившись лишь Абхазией и Южной Осетией. Запад теперь должен убедить его прекратить кампанию дестабилизации Украины и принять результаты выборов 25 мая. Вполне вероятно, что он сам пришел к этому выводу - не из-за санкций, а потому, что слабое правительство в Киеве, вынужденное прислушиваться к точке зрения Москвы, для Кремля не намного хуже коррумпированного марионеточного лидера вроде Виктора Януковича.
Но Запад, и в особенности ЕС, должен быть тверд в том, что касается основных принципов. Украина не может быть разделена, ее суверенность не может быть подорвана, а нагнетание обстановки внутри Украины и подковерное вторжение – неприемлемы. Украина должна сама свободно выбрать свое будущее, пишет Times.
Сложная шахматная партия
Guardian пишет, что в сложной шахматной партии, которую Запад разыгрывает с Владимиром Путиным, он пока прибегает лишь к довольно скромным тактическим ходам.
Запрет на выдачу виз некоторым чиновникам и замораживание авуаров относительно небольших компаний эквивалентны скромному передвижению пешек на шахматной доске.
Специалисты, знающие, какие именно санкции может объявить министерство финансов США, и отдающие себе отчет в финансовой слабости российской экономики, говорят, что в распоряжении Вашингтона есть гораздо более агрессивные и опасные гамбиты как средство ответа на длящееся уже два месяца нападение Москвы на восточную Украину.
США могут нанести значительный ущерб российской экономике. Например, если на какой-то российский банк будут наложены санкции, то он превратится в международную парию.
Отрезав банки или олигархов от американской финансовой системы, можно добиться цепной реакции, так как в таком случае европейский частный сектор также откажется иметь с ними дело. Это нанесет сокрушительный удар по России, которая зависит от доллара более, чем практически все остальные страны с переходной экономикой.
Россия зарабатывает доллары примерно за 90% своего экспорта. Да, уровень иностранной задолженности государства невысок, но российские компании во многом зависят от иностранных кредитов. Задолженность российских компаний иностранным кредиторам достигает 439 млрд долларов, а российских банков – 215 млрд.
Республиканцы в конгрессе предлагают заморозить авуары Сбербанка и банка ВТБ, а также "Газпрома" и "Новатек". По мнению экспертов, эта мера может быть принята в крайнем случае, если, например, российские войска поднимут свой флаг на востоке Украины.
Оказавшись отрезанной от западной банковской системы, Россия окажется в тисках рецессии.
Но, отмечает газета, любое расширение западных санкций может вызвать ответную реакцию. Россия может быстро и прямо нанести значительной ущерб западной автомобильной и авиационной промышленности, заблокировав продажу металлов. Boeing, например, в ближайшие годы намерен закупить в России титана на 18 млрд долларов.
Европа, масштабы торговли которой с Россией превышают американские в 15 раз, также пострадает.
Многие считают, что сейчас необходимо думать не о санкциях против России, а о том, как помочь Украине. После войны с Грузией в 2008 году Россия поняла, что бизнес вернется. У Запада слишком много интересов в России, чтобы ее серьезно наказывать, пишет Guardian.
Чего добивается Россия в Украине?
Independent в своей редакционной статье пишет, что ситуация в Украине, судя по всему, дошла до точки невозврата.
После того как несколько десятков человек погибли в Одессе, и еще неизвестно сколько было убито на востоке Украины, разговоры о войне на восточной границе Европы уже не кажутся странными. Это новая реальность.
Украинская стратегия Запада, состоявшая из постепенного втягивания этой страны в европейскую орбиту, надеясь при этом, что Москва этого не заметит, полностью провалилась.
Чем бы ни закончилась операция вооруженных сил Украины на востоке страны, в следующее воскресенье там пройдет очередной, похожий на крымский референдум, на котором пророссийские сепаратисты, очевидно, победят. Основные рычаги власти там находятся в их руках. Даже если украинским военным удастся отбить несколько городов, они не смогут занять весь регион.
Соответственно, речь идет не о том, состоится ли референдум, а о том, что произойдет после него: решат ли сепаратисты создать автономный регион, или же они объявят о присоединении к России.
В то время как варианты возможных стратегических ответов на это развитие событий исчезают один за другим, политикам в Вашингтоне и европейских столицах, вероятно, захочется лишь развести руками, обвинить во всем Кремль, и закрыть на все глаза. Запад уже сделал нечто подобное в бывшей Югославии в 90-е годы.
Режим санкций даст возможность американцам и европейцам думать, что они что-то делают, но глупо считать, что санкции спасут хотя бы одну жизнь в Украине.
Одновременно с этим удивительно, что Запад практически ничего не делает для того, чтобы понять, чего конкретно добивается Россия.
Запад считает, что Кремль хочет отторгнуть Донецкую область, хотя всем ясно, что аннексия еще одной украинской территории приведет к тому, что Россия навсегда потеряет какое бы то ни было влияние в остальных частях Украины – а это не может входить в российские планы.
Вполне возможно, что президент Путин настолько потерял рассудок, что его не интересуют долгосрочные интересы России. Но трагедия состоит в том, что наши лидеры не пытаются понять, есть какие-то точки соприкосновения с Россией по вопросу о будущем Украины.
Источник: Русская служба Би-би-си