Русская служба Би-би-си,
31 марта 2014, 18:36
Официальная информация об итогах воскресной встречи Сергея Лаврова и Джона Керри достаточно скупа. Одно ясно: разногласий больше, чем точек соприкосновения.
То, что поводу Крыма Россия и Запад в обозримом будущем к согласию не придут, понятно без пресс-конференций. Однако имеются и другие вопросы.
В понедельник радиостанция Эхо Москвы со ссылкой на дипломатические источники обнародовала план из четырех пунктов, якобы выдвинутый Керри:
- возвращение российских войск в места дислокации, которые они занимали 1 марта;
- отправка наблюдателей ОБСЕ не только в Украину, но и в Крым;
- начало диалога между Москвой и Киевом, на первых порах, если понадобится, при участии международных посредников;
- признание Россией итогов президентских выборов в Украине 25 мая.
"По крайней мере, данные "Эха" соответствуют нашим представлениям об американской позиции, которая неоднократно озвучивалась на разном уровне. Весьма вероятно, что она была высказана и на переговорах министров в Париже", - заявил Русской службе Би-би-си президент аналитического фонда Евразия Андрей Кортунов.
"Информация похожа на правду", - соглашается эксперт московского Центра Карнеги, бывший зампред международного комитета Госдумы Алексей Арбатов.
Военные игры
Если Москва, как утверждают Владимир Путин и Сергей Лавров, не планирует вводить войска в другие регионы востока и юга Украины - а большинство аналитиков склонны полагать, что так оно и есть - то зачем концентрировать армию на границе, проводить учения и нагнетать напряженность, когда ситуация и так нестабильна?
"Официальная позиция состоит в том, что это обычные учения, но не думаю, что многие в это поверят", - заметил Алексей Арбатов.
"Если говорить о формальной стороне дела, то Россия имеет право размещать войска на своей территории любым образом и проводить учения так, как считает нужным, - указывает Андрей Кортунов . - Но с учетом обстановки деэскалация военной активности была бы разумным шагом, демонстрацией доброй воли. Здесь Россия могла бы проявить гибкость, рассчитывая при этом на какие-то уступки со стороны Украины и западных партнеров".
По мнению Алексея Арбатова, Москва сознательно поддерживает определенный градус тревожных ожиданий, чтобы впоследствии, когда войска не будут введены, представлять это как одолжение.
Что делать наблюдателям в Крыму?
На пресс-конференции по итогам переговоров Сергей Лавров назвал предложение направить в Крым наблюдателей ОБСЕ "полной дипломатической несостоятельностью".
Главная задача наблюдателей - мониторинг выборов 25 мая. В Крыму голосования в ближайшем будущем не предвидится.
По мнению Алексея Арбатова, с точки зрения Запада, целью мог бы стать контроль соблюдения прав крымских татар, и вообще той части населения полуострова, которая не одобряет присоединения к России.
Скрывать в Крыму Москве особенно нечего, полагает аналитик. Ее не устраивает не столько фактический, сколько правовой аспект: мандат миссии сформулирован таким образом, что отправка наблюдателей в Крым интерпретировалась бы как признание его частью Украины.
Федерализация и нейтрализация
Пожалуй, больше всего вопросов вызывают третий и четвертый пункты предполагаемого "плана Керри". Дальнейшие действия Москвы здесь непредсказуемы. Именно вокруг них, по оценкам аналитиков, и развернется основной торг.
С одной стороны, Владимир Путин в ходе своей пресс-конференции 4 марта дал понять, что непризнание киевских властей и мораторий на диалог с ними будут сохраняться лишь до выборов.
С другой стороны, Сергей Лавров неоднократно выставлял в качестве условия такого признания конституционную федерализацию Украины и договорно-правовое закрепление ее внеблокового статуса, а постпред России в ООН Виталий Чуркин на днях многозначительно заметил, что "нет предпосылок, чтобы выборы [в Украине] разрядили ситуацию".
"Россия может подвергнуть сомнению легитимность выборов, заявив, что они прошли не демократично, и на избирателей юга и востока оказывалось давление. Строить прогнозы сложно", - говорит Андрей Кортунов.
"Вырисовываются контуры компромисса, как его понимает Москва: федерализация в обмен на признание легитимности выборов", - полагает Алексей Арбатов.
Правительство Украины заявило, что принятие российского требования равнозначно "полной капитуляции".
"Украинцы сами выберут свое будущее. Мы не обсуждали это сегодня вечером, поскольку это было бы нечестно в отсутствие представителя Украины", - сказал на итоговой пресс-конференции Керри.
"Вопросы федерализма и статуса русского языка болезненны для государственного существования Украины, за двадцать с лишним лет ни один украинский президент, включая Виктора Януковича, не пошел на это, - напоминает Андрей Кортунов. - Любые конституционные реформы - дело, прежде всего, самих украинцев. У внешних сил есть очень ограниченные возможности настаивать на том или ином варианте".
"В то же время у России существует много политических и экономических рычагов воздействия в Украину, поэтому в Киеве так или иначе будут прислушиваться к ее мнению, хотя в каком объеме, сказать трудно", - считает эксперт-международник.
"Пожелания России приобрели бы куда больший вес, если бы удалось выработать некую общую позицию с основными игроками касательно того, как должна развиваться ситуация в Украине. В этом и заключается основной мотив для продолжения переговоров с Соединенными Штатами", - добавил он.
Курирующий российско-американские отношения заместитель министра внутренних дел Сергей Рябков на днях высказался в том же духе.
"Единого плана нет. Обсуждение идет в режиме обмена мнениями. Чтобы найти общее решение, и нужны регулярные консультации", - заявил он агентству РИА Новости.
Алексей Арбатов полагает, что обсуждение внутренних украинских дел на российско-американских переговорах в нынешней ситуации оправдано.
"Украина крайне нестабильна и глубоко расколота. Там постреволюционная ситуация, давайте не будем притворяться, что ее нет. После революции ни одно государство не может быть вполне состоявшимся и суверенным. Для США и России резонно помочь, достигнув договоренности по ряду пунктов. Не по всем - в части отделения Крыма явно не получится - но по другим можно достичь. Альтернативной является распад Украины и новая "холодная война", - заявил он.
Не партнеры, а оппоненты
Как будут складываться дальнейшие отношения между Москвой и Западом? Усугубится ли война слов и санкций, или США и Европа, официально не признавая отделения Крыма, де-факто смирятся с ним в духе Realpolitik разменов и сфер влияния?
"Крымский вопрос останется серьезным раздражителем, периодически будет всплывать в заявлениях лидеров, на сессиях Генассамблеи ООН и других международных форумах, возможны дополнительные санкции против отдельных российских компаний, которые станут вести бизнес на полуостров. Любое украинское руководство тоже не сможет просто смириться и молчать. Но в общем все понимают, что присоединение Крыма к России - свершившийся факт", - говорит Андрей Кортунов.
"Отношениям уже нанесен серьезный урон. Дальнейшего ухудшения можно избежать, если Россия отведет войска от границы, признает результаты украинских выборов и откажется от требований, которые украинская сторона считает чрезмерными и невыполнимыми", - считает эксперт.
"Многое зависит от того, как пойдут дела в Украине, будет ли там снижаться внутренняя напряженность, - полагает Алексей Арбатов. - Но не надо строить иллюзий: наши отношения с Западом нескоро вернутся на уровень хотя бы годичной давности, не говоря уж о том, что было три-четыре года назад, когда велись речи о европейском выборе России и партнерстве ради модернизации".
"Не союзниками или партнерами, а оппонентами мы останемся еще очень долго, если какие-то форс-мажорные обстоятельства не заставят всех закрыть глаза на крымский кризис, оставивший неприятный осадок, и сотрудничать ради безопасности", - добавил он.
Таким форс-мажорным обстоятельством аналитик считает возможный захват власти в Афганистане талибами.
"Обратите внимание: при всей остроте нынешних противоречий про афганский транзит никто не говорит, как будто он находится на Луне. Здесь интересы сторон очевидно совпадают", - говорит он.
"Непопулярная позиция"
После принятия Генассамблеей ООН резолюции, осуждающей действия Москвы в Крыму, Виталий Чуркин выразил мнение, что "никакой речи об изоляции России в этой ситуации быть не может".
Дипломат указал на значительное количество государств, которые воздержались (58 из 193) или вовсе не участвовали в голосовании (24).
Оппоненты говорят о провале российской дипломатии, упирая на крайне низкое (10, не считая самой России) число стран, поддержавших ее позицию. Что касается воздержавшихся, говорят они, в мире имеется много небольших государств, чьи интересы лежат далеко от Украины и Крыма. Своим голосованием они просто продемонстрировали, что не считают эту проблему важной для себя и не хотят ни с кем ссориться.
"Изоляции нет, потому что почти половина государств-членов ООН не поддержала резолюцию, предложенную украинской делегацией, хотя мотивы воздержавшихся или не принявших участия в голосовании можно трактовать по-разному, - считает Андрей Кортунов. - Уместно говорить о внешнеполитической неудаче, поскольку соотношение среди четко определившихся составило 100 к 10, и особенно с учетом того, какие страны среди этих десяти присутствуют".
"Надо признать, что российская позиция по Крыму непопулярна в мире. Это понятно, поскольку многие страны сталкиваются с проблемой сепаратизма", - добавил он.
Источник: Русская служба Би-би-си