Русская служба Би-би-си,
27 мая 2014, 12:00
Операция не на час
Британские газеты продолжают анализировать победу Петра Порошенко на выборах президента Украины. Главный вопрос, которым задаются большинство аналитиков - как поведет себя новый президент по отношению к восточным регионам страны, которые остаются под контролем пророссийских сепаратистов?
На пресс-конференции в Киеве Порошенко категорично заявил, что намерен продолжить спецоперацию на юго-востоке, начатую нынешними властями страны. По его словам, на ее завершение нужно не два-три месяца, а всего несколько дней или даже часов.
Однако, как отмечает колумнист Independent Ким Сенгупта, никаких шансов успешно завершить антитеррористическую операцию в столь короткие сроки у Порошенко на самом деле нет.
"У украинских вооруженных сил нет достаточного количества вооружения, чтобы это сделать, а многие военные регулярной армии уже заявили о своем нежелании принимать участие в кровавой междоусобной войне, где неизбежны человеческие жертвы", - пишет Сенгупта.
Украинская армия действует при поддержке недавно созданной национальной гвардии и военных-контрактников, однако всем им пока не удается сломить сопротивление хорошо вооруженных сепаратистов, многие из которых являются ветеранами украинских и российских вооруженных сил, отмечает колумнист.
Таким образом, возникает вопрос: готов ли Порошенко продолжать боевые действия, которые могут продлиться еще не один месяц, привести к новым человеческим жертвам и дестабилизации в регионе? Или он все же начнет переговоры с сепаратистами, чтобы в конечном итоге прийти к системе федерализации, которая кажется единственной формой государственного устройства, с которой Украина сможет выжить как единая страна?
Для решения этой проблемы Порошенко необходимо налаживать контакт с Кремлем, который уже высказал свою готовность к диалогу с новыми украинскими властями. Как отмечает Ким Сенгупта, теперь, когда у Украины появился легитимный лидер, Москва уже не сможет уклоняться от диалога по разрешению кризиса на юго-востоке.
Кроме того, у Кремля больше нет оснований обвинять украинские власти в связах с фашистами, поскольку все крайне правые кандидаты - в первую очередь Олег Тягнибок и Дмитрий Ярош - получили на выборах очень малое число голосов, пишет колумнист Independent.
Газовые риски ЕС
Аналитики продолжают размышлять над тем, к чему может привести многомиллиардный газовый контракт, подписанный на прошлой неделе Россией и Китаем.
Резкий разворот российский властей в сторону востока представляет собой серьезную угрозу для европейской энергетической безопасности, считает обозреватель Guardian Сара Лаин.
Европа уже давно начала искать пути для диверсификации своих энергоресурсов, и эта проблема стала особенно актуальной с развитием кризиса в Украине и охлаждением отношений между Москвой и ЕС.
В то же время, как отмечает Сара Лаин, Россия в ближайшее время все еще будет нуждаться в европейской газовом рынке, поскольку объем поставок в Китай все еще мал по сравнению с поставками в страны ЕС. В то же время, в длительной перспективе Москва сможет полностью переключиться на альтернативного газового партнера, отчего в первую очередь пострадают страны восточной Европы.
Главная проблема для Европы состоит в том, что единой альтернативы российскому газу до сих пор не найдено.
Одной из них является сжиженный азот, однако цена его доставки из Катара, Нигерии или США может превысить стоимость самого газа. К тому же, для этого необходимо строительство новой инфраструктуры.
Возобновляемые источники энергии привлекательны с точки зрения энергетический безопасности, однако не столь эффективны, как органическое топливо. Еще одной альтернативой может стать сланцевый газ, но некоторые страны запрещают его добычу из экологических соображений.
"Европа вряд ли станет абсолютно независимой от российского газа в ближайшее время. Однако опираться лишь на одного партнера - это энергетический риск, поэтому имеет смысл уменьшить зависимость от России или от одного единственного источника энергии. От уменьшения энергетической взаимозависимости, возможно, выиграют обе стороны. А с точки зрения безопасности точно выиграет Европа", - резюмирует Сара Лаин.
Что общего у папы с Далай Ламой?
Одной из главных целей визита папы римского Франциска на Ближний Восток стала очередная попытка примирить власти Израиля и руководство Палестинской автономии, однако усилия понтифика вряд ли смогут разрядить обстановку в регионе, считает обозреватель Daily Telegraph Дэмиэн Томпсон.
В ходе своего визита в Вифлеем папа остановился перед стеной, которая отделает израильскую территорию от палестинских земель, и помолился возле нее.
Затем понтифик пригласил главу Палестинской автономии Махмуда Аббаса и президента Израиля Шимона Переса в Ватикан, чтобы они вместе смогли помолиться с ним. Оба лидера приняли приглашение.
Однако, как отмечает Томпсон, смысл такого шага не совсем понятен, ведь израильский премьер Беньямин Нетаньяху, в чьих руках находится реальная власть в стране, вряд ли бы принял это приглашение.
"Не хотел ли папа таким образом вбить клин между президентом и премьером? Кроме того, присутствие Махмуда Аббаса в Ватикане будет раздражать христиан, ненавидящих "ХАМАС". Итак, какова же была цель Франциска?" - задается вопросом колумнист.
Папа Франциск фактически поставил Ватикан в один ряд с теми странами, которые признают суверенитет Палестинской автономии над спорными территориями на Западном берегу реки Иордан. По мнению Дэмиэна Томпсона, его предшественники Иоанн Павел II и Бенедикт XVI не пошли бы на такой шаг из опасения нарушить нейтралитет церкви в самом тонком ближневосточном вопросе: о принадлежности земли, где был распят Иисус.
Франциск излучает ауру обаятельной простоты, примерно как другой известный религиозный деятель, Далай Лама, превратившийся в "хихикающего пожилого шоумена". И опасность состоит в том, что в христианском мире он может получить статус "священной знаменитости", которая обманчиво считает себя государственным деятелем, заключает автор Daily Telegraph.
Нарендра Моди - новый Путин?
Нового индийского премьера Нарендру Моди, чья партия одержала убедительную победу на парламентских выборах в мае, уже вовсю сравнивают с Маргарет Тэтчер и с Владимиром Путиным, пишет обозреватель Independent Джон Элиотт.
Моди также сравнивают с первым индийским премьер-министром Джавахарлалом Неру, возглавлявшим страну с 1947 по 1964 год. Как отмечают аналитики, это связано с тем, что во главе страны уже давно не стоял такой сильный и харизматичный лидер. Практически ни у одного из премьеров, управлявших Индией после Неру, не было таких широких амбиций и возможностей, как у Моди, отмечается в статье.
Обещания нового премьера провести масштабные экономические реформы наводит на параллели и с экс-премьером Британии Маргарет Тэтчер, которая имела четкий план экономической трансформации страны 30 лет назад.
В то же время некоторые (в основном политические оппоненты и критики премьера) сравнивают Моди с российским президентом Владимиром Путиным. По их мнению, новый премьер может показать себя жестким автократом и не проявлять особого внимания к интересам меньшинств и соседних стран.
Главный задача, стоящая перед Моди - организовать правительство таким образом, чтобы построить сильную нацию с тэтчеровской эффективностью и не углубляться в риторику своей партии в стиле путинского национализма, отмечает издание.
Источник: Русская служба Би-би-си