Русская служба Би-би-си,
3 сентября 2014, 14:40
"Вид российских танков, продвигающихся по юго-восточной Украине, должен вселять в американцев большую неловкость, - начинается статья Эндрю Пика в издании Fiscal Times. – Не потому, что Украина жизненно важна для наших национальных интересов; не потому, что судьба свободы у нас в стране зависит от Луганска или Донецка, а потому, что Путину (равно как и Башару Асаду, египетскому президенту ас-Сиси, иранскому верховному лидеру, китайскому премьеру Ли, саудовской королевской семье, Биби Нетаньяху, Синдзо Абэ, Ангеле Меркель, практически всем другим крупным мировым лидерам и, скорее всего, большинству членов их семей) просто безразлично, что думает президент Соединенных Штатов".
Автор напоминает, что на своей последней пресс-конференции в минувший четверг Барак Обама "отказался назвать российское вторжение вторжением", поскольку "вторжение", очевидно, предполагает какое-то ответное действие".
Вместо "вторжение" Обама сказал "продолжение того, что происходит уже несколько месяцев", и оптимистически заявил: "Я считаю, что санкции, которые мы уже наложили, были эффективными".
"Несмотря на имеющиеся факты", - насмешливо замечает Пик, в прошлом служивший в военной разведке США.
Обама на самом деле не виноват в том, что экономическим санкциям не удалось изменить поведение России, для справедливости оговаривается автор.
По-настоящему эффективные санкции нуждались бы в полной поддержке Европы, но, поскольку ее экономика сильно зависит от российских энергоносителей, она никогда не согласилась бы на санкционный режим типа того, который принудил Иран сесть за стол переговоров.
Готовиться к партизанской войне
Выступление Барака Обамы о российском военном вмешательстве в Украине многих разочаровало
Поскольку Европа зависит от России, санкции следует подкрепить какими-то другими мерами, пишет Пик. Обычно на ум приходят поставки оружия, но администрация Обамы упорно отказывается вооружать Украину, доказывая, что это может побудить Россию на дальнейшую эскалацию и в любом случае не сможет нейтрализовать ее подавляющее военное превосходство.
По мнению автора, "это немного абсурдно, потому что Россия и без этого вполне настроена на эскалацию; и если помогать нашим друзьям оказывать сопротивление более сильным врагам ничего в принципе не меняет, то зачем мы вообще кому-то помогаем? И зачем вообще иметь друзей? Почему бы не смириться с российским и китайским господством в Евразии и не вернуться домой?"
Альтернатива, которую предлагает Пик, – это "помочь соседям России усвоить тот факт, что они слабы в военном отношении, а Россия обладает сокрушительной военной мощью, поэтому им надо вести партизанскую войну на манер талибов, в идеале как гибридное войско типа регулярно-партизанской комбинации, которую Хезболла впервые применила в 2006 году против Израиля".
Как замечает автор, "несколько странно, что альянс, который последние полтора десятилетия занимался тем, что вел ассиметричные войны против инсургентов, не имеет, на первый взгляд, своего собственного партизанского потенциала".
По словам Пика, колоссальный дисбаланс силы в Восточной Европе является фактом международной жизни уже два столетия. За последние 13 лет многие тамошние государства принимали участие в американских антипартизанских кампаниях и были в числе "самых усердных и боеспособных партнеров" США, особенно Польша.
По мнению автора, странам, граничащим с Россией, давно нужно было взять на вооружение некоторые элементы партизанской оборонительной тактики.
"Нет, Украина не может выйти победительницей из танкового сражения с Россией, - пишет в заключение Пик. – Но в следующий раз, когда Россия пошлет в Украину свои войска без знаков различия и танки, неопознанные инсургенты могут начать их взрывать. Как они делают это в других местах".
"Правые экстремисты въедут в Раду на крышках гробов"
Статья журналиста Бена Джуды в воскресной New York Times озаглавлена "Вооружить Украину – или капитулировать".
"Россия и Украина сейчас находятся в состоянии войны", - начинает автор, который замечает, что теперь у стран Запада нет хороших вариантов, но в то же самое время "они не могут не делать совсем ничего".
"Путин оставил Западу два выбора, каждый из которых чреват риском, - пишет Джуда. - Либо мы вооружаем Украину, либо мы заставляем Киев капитулировать и дать Путину отхватить какую ему заблагорассудится территорию, включив ее в оккупированную Россией зону "замороженного конфликта".
Санкции сказываются на российской экономике, состояние которой и так оставляет желать лучшего, но Путина, который, по словам автора, нерационален, это не остановило.
"Украина не в состоянии выиграть эту войну, - замечает Джуда. – Путин ясно дал понять, что русская армия уничтожит украинские войска, если они попытаются освободить Донецк и Луганск. Хилая украинская армия не может разгромить отборные войска и состояшие из призывников части откормленного нефтью гиганта".
"Украину уничтожают, - продолжает автор. – Экономика трещит по швам. Армия не переживет российского наступления. Украинцы ищут прибежища в романтическом национализме и готовятся к партизанской войне. Множатся издержки (продолжение войны обойдется в тысячи жизней), а либеральные грезы революции тонут в ура-патриотическом угаре и истерии войны".
Джуда предсказывает, что еще несколько месяцев без значимой западной помощи, и Украина растеряет боеспособное ядро своей армии, а также свою влюбленность в Запад. Она заменится ощущением, что Украину предали, и ее проевропейских либералов сметет волна недовольства.
"Крайне правые экстремисты, сейчас маргинальные, въедут в Раду на крышках возвращающихся с фронта гробов. Украина превратится в зону бушующего конфликта и сделается европейской Сирией или чудовищно увеличенной Боснией", - предостерегает он.
Легкого выхода нет
Германия начала лечить раненых украинских военных, но по мнению комментаторов, Западу следует сделать гораздо больше
"Мы не можем этого допустить, - считает автор. – Если мы считаем, что в один прекрасный день Украина станет членом Европейского Союза и НАТО, то мы должны быть готовы ее вооружить". В этом случае Западу следует отправить в Киев военных советников, снабжать Украину разведданными и поставить ей танки, артиллерию, беспилотники и "тонны аптечек".
Джуда не исключает и отправки войск НАТО в Украину. В частности он упоминает размещение подразделений американского и английского спецназа в аэропортах Киева и Одессы.
"Но если мы не готовы пойти на этот риск, - продолжает он, - то нам следует заставить украинцев расстаться со своими смертоносными грезами. Нам нужно будет не допустить того, чтобы Россия всуе перебила украинских призывников. Единственный способ этого добиться заключается в том, чтобы принудить Украину капитулировать".
"Украина полностью зависит от Международного валютного фонда, то есть от западных денег, - развивает свою мысль Джуда. – Мы должны сказать Киеву, чтобы он смирился с тем, что Россия выкроила Южную Осетию на востоке, а не то мы перекроем денежный кислород. Мы можем утешить украинцев, сказав, что быть Грузией – еще не самое худшее".
"Легкого выхода сейчас нет, - пишет в заключение автор. – Но нам нельзя дать тысячам украинцев умереть из-за того, что мы ни мычим ни телимся. Нам надо быть с ними честными, если мы не желаем вести новую холодную войну с Россией за независимость Украины. Но если мы заставим Украину капитулировать, вместо того чтобы жертвовать жизнями в схватке, на которую у нас кишка тонка, то мы должны смириться с тем, что это и капитуляция для НАТО, для Европы, для либеральной демократии и для глобального лидерства Америки. Вот какой перед нами выбор".
Источник: Русская служба Би-би-си