Корреспондент.net,
25 августа 2022, 19:19
Убитые люди, разрушенные города - таковы последствия путинской "спецоперации". Политики констатируют, что варварской агрессией Россия нарушает законы и обычаи войны. О чем речь? Неужели существует правовая база ведения войны?
Невинные жертвы
За полгода полномасштабного вторжения российской армии в нашу страну погибли более 5 600 украинцев, среди них - 375 детей. Ранения получили 7 890 человек, в том числе 730 детей. А около 200 несовершеннолетних числятся пропавшими без вести.
Ущерб, нанесенный гражданской инфраструктуре, по разным оценкам достигает более 113 млрд долларов. Разрушены или значительно повреждены 15,3 тыс. многоэтажек, 115,9 тыс. частных домов, 2 061 учебное заведение (261 школа разрушена полностью), 934 медучреждения (127 больниц полностью разрушены), 798 детских садов, 715 культурных сооружений, 388 предприятий.
Оккупанты особенно цинично "поздравили" нас и с Днем Независимости, нанеся ракетный удар по Днепропетровской области, где на вокзале погибли 25 человек, в том числе двое детей, а под завалами дома нашли мертвым 11-летнего мальчика. Еще 31 человек получил ранения.
"Ракетный удар России по вокзалу, полному мирных жителей, - это зверство. Мы вместе с партнерами со всего мира продолжим поддерживать Украину и добиваться привлечения к ответственности российских властей", - заявил глава Госдепартамента США Энтони Блинкен. А Верховный представитель ЕС Жозеп Боррель отметил, что Евросоюз решительно осуждает "новое гнусное нападение России на мирных жителей в День Независимости Украины", и заверил, что "виновные в российском ракетном терроре будут привлечены к ответственности".
В разрушенной Буче и других населенных пунктах, которые были под оккупацией российской армии, представители международных организаций и журналисты мировых СМИ видели на улицах убитых прохожих, которые шли пешком или ехали на велосипедах, некоторые из них были с завязанными за спиной руками.
Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен, в апреле посетившая Бучу, заявила, что гибель мирных жителей там показала "жестокое лицо" российской армии.
"Здесь произошло немыслимое. Мы увидели жестокое лицо путинской армии. Мы увидели безрассудство и хладнокровие, с которыми они оккупировали город", - сказала она.
Юристы отмечают, что даже для вооруженных конфликтов применяют международное право. Главная задача его - защита гражданского населения и определенных групп безоружных людей от насилия и убийств. Это право защищает, в том числе, и военнопленных, даже если они раньше участвовали в боевых действиях, но сейчас по каким-то причинам оружие сложили.
Законы и обычаи войны - это свод правил, которых должны придерживаться стороны вооруженного конфликта, если они уважают международное право. И не так важно, как этот конфликт называется: война или, например, спецоперация.
Основные документы, регламентирующие поведение сторон при вооруженных конфликтах, - это Женевские конвенции 1949 года и протоколы к ним от 1977 года. Последние (протоколы) созданы на основе дополнительных данных к конвенциям, сформированным в течение десятилетий международными судами и трибуналами. Их считают обычаями ведения войны.
Пропагандисты тоже идут под суд
Потери, которые сейчас несет Украина от рук оккупантов, свидетельствуют о том, что россияне нарушают практически все существующие международные нормы. Как отметил военный эксперт Олег Жданов, согласно законам и обычаям войны, захватчики к гражданскому населению должны относиться лояльно, они не должны использовать его как живой щит, не имеют права применять к нему негуманных методов допросов, а военнопленных должны рассматривать как людей, лишенных возможности защищаться, поэтому к ним запрещено использовать физическое действие. Эти законы также запрещают уничтожать гражданскую инфраструктуру и использовать определенные виды оружия.
Международные организации уже ведут расследование преступлений россиян, совершенных на территории нашей страны. Но будут ли привлечены виновные к ответственности? Сейчас представители РФ ведут себя так, будто они ничего не боятся, и их рупоры уверенно называют черное белым, утверждая, что никаких зверств в Буче и других населенных пунктах не было, а все, что показывают по телевизору, - шоу. И летящие в сторону Украины ракеты - высокоточные, нацеленные только на военные объекты. Это и неудивительно. Ведь ни один жестокий преступник до определенного момента не признает свою вину. Но придет время, и наши обидчики сознаются во всем.
Как известно, после Второй мировой войны для наказания военных преступников были созданы Нюрнбергский и Токийский трибуналы. Работа первого из них длилась больше года, второго - 2,5 года.
Позже, 1993 и 1995 годов, Совет Безопасности ООН создал еще два трибунала. Первый - в отношении бывшей Югославии. Он продолжался до 2017 года, а рассматривали на нем дела против более чем 160 человек, 90 из которых были осуждены. Среди подсудимых был и бывший президент Югославии Слободан Милошевич, а также другие должностные лица и генералы, признанные виновными в геноциде и военных преступлениях. А международный уголовный трибунал по геноциду в африканской Руанде работал до 2015 года. Он не только приговорил за геноцид к пожизненному сроку бывшего премьера этой страны, но и к значительные, по 30-35 лет заключения, получили руководители нескольких пропагандистских СМИ.
Напомним еще несколько резонансных дел наших дней. В суде в Нидерландах продолжается заочный процесс над боевиками, которые в 2014 году сбили над Донбассом гражданский самолет рейса МН-17. А Международный уголовный суд ведет расследование по преступлениям на войне в Украине, которая идет с 2014-го года. После полномасштабного вторжения прокурор этого суда открыл еще одно дело.
Как правило, резонансные преступления рассматривают не только международные, но и национальные суды. Известен случай, когда один из руководителей холокоста, немецкий подполковник Айхман, скрывался от правосудия вплоть до 1960 года. Но все равно его поймали израильские спецслужбы, привезли в Израиль и там уже он был приговорен к смертной казни.
Галина Гирак