UA
 

Война изменит мир: место и роль Украины в этом процессе

Корреспондент.net,  18 ноября 2022, 19:44
0
814
Война изменит мир: место и роль Украины в этом процессе
Фото: t.me/V_Zelenskiy_official
Послевоенный мир будет двуцентричным

Ввиду того, что ощущение поражения России - уже в воздухе, все более настоятельно понимание, каким именно после войны станет этот мир: что изменится в распределении сфер влияния, политических и экономических возможностях стран.

Двуцентричность и больше демократии

Войны - это всегда поворотные пункты истории. Следствием Второй мировой стало образование международной Организации объединенных наций (ООН), заменившей Лигу наций. Главные проблемы при создании ООН согласовали на конференции представителей СССР, США и Великобритании в Думбартон-Оксе в 1944 г. Порядок голосования в Совбезе и состав членов ООН руководители государств согласовали в Крыму в 1945 г. Тогда же было решено, что учредительная конференция состоится в Сан- Франциско, и 26 июня 1945 г. ее участники подписали Устав ООН; среди них была и Украинская ССР.

Устав ООН провозглашает равноправие всех людей, уважение прав человека и основных свобод. Впоследствии этот раздел был дополнен принятой в декабре 1948 г. Генассамблеей ООН Декларацией прав человека. Устав обязывает разрешать споры мирным способом, соблюдать международные договоры. Основное предназначение ООН, согласно Уставу, - обеспечение всеобщего мира и безопасности во всем мире.

Однако 24 февраля 2022 года Россия дерзко нарушила это мироздание, напав на Украину и развязав величайшую войну со времен Второй мировой. Но, по мнению футуролога Фрэнсиса Фукуямы, после нашей победы новый мир станет демократичнее, потому что Украина "толкает историю вперед".

"Я думаю, что если Россия будет вынуждена отступить и вывести свои войска из Украины, это будет большим толчком для демократии в других частях света. Есть много людей, которые борются против диктаторских режимов в разных странах и смотрят на Украину. Если Украина сможет противостоять России, как это делает сейчас, я думаю, что это будет вдохновлять", - отметил он в интервью KyivPost в начале ноября.

Как считает юрист и правозащитник Марк Фейгин, послевоенный мир будет двуцентричным. Механизм его распределения между главными мировыми игроками - Соединенными Штатами и Китаем (хотя последний, по словам Ф. Фукуямы, не заинтересован в процветании мировой демократии) - сейчас запущен, на что указывает предстоящий январский визит Госсекретаря США Энтони Блинкена в КНР.

"Такое, кстати, уже было, когда в 1974 году Мао (китайский лидер Мао Цзэдун - ред.) заключил соглашение с Никсоном (тогдашним американским президентом Ричардом Никсоном - ред.). На месте Бликена был Киссинджер (Генри Киссинджер, занимавший ту же должность, как Блинкен - ред.), - напомнил он в эфире Фабрики новостей. - Было подготовлено крупное соглашение, ставшее "генеральной репетицией" конца СССР. Думаю, сейчас пошли по той же схеме. Долго размышляли, как поступать с ростом Китая, как ему противодействовать. И решили не противодействовать, а взаимно распределить интересы".

При этом эксперт подчеркнул, что Китаю нет смысла воевать с США, потому что это лишит страну всего, что удалось достичь за последнюю четверть века - в отличие от России, которая в этот период двигалась вниз.

"Сегодня на Земле проживает 8 миллиардов людей, и значительное их количество - в Китае. Их всех надо поить, кормить, давать образование. А как это делать - собирая рис? Всегда считалось, что большие экономики могут быть автономными, однако мир настолько изменился, что без технологий эта система уже развиваться не может, потому что не будет технологического взаимообмена. Китай выбрал именно эту сторону, несмотря на свои особенности: действительно, он никогда не примет политическую демократию, права человека так, как их понимает Запад. Но и китайский взгляд меняется: возникает понимание, что лидеры управляют не только народом, но и общим движением своих стран", - отметил М. Фейгин.

При этом Россия, в отличие от Запада, не может дать Китаю новых технологий - ни гражданских, ни военных - потому что владеет устаревшим, еще советским производством.

"У России нет никакого потенциала развития, люди, которые должны все это создавать, бегут оттуда, а остаются люди с кувалдами. Это прямой путь к каменному веку, - добавил он. - Поэтому Китай, выбирая между тем и другим, выбрал отношения с богатыми и прогрессивными странами. Все очень просто.

При этом, по мнению эксперта, Тайвань не является "камнем преткновения" между США и Китаем.

"Воевать за него не будут. Америка уступит Тайваню, но не сразу и не так, по-другому. Ну, вы хотите "одна страна - две системы" - тогда сохраняйте этот принцип веками и живите, как хотите. Будет признана юридически целостность Китая с Тайванем, но не позволят уничтожить суверенитет Тайваня, такая вот бинарность", - предположил М. Фейгин.

…Или мультиполярность?

По мнению же американского политтехнолога Рамиза Юнуса, послевоенный мир может стать мультиполярным, с новыми центрами тяготения. А лишение России влияния в этой системе подтверждает саммит G20.

"Главное событие саммита - это встреча (Байдена и Си Цзниньпиня - ред.), первая между ними за последние годы на таком уровне, в таком качестве. Китайский лидер избран на третий срок, то есть он контролирует ситуацию в своей стране.А Байден - после промежуточных выборов, на которых демократам предсказывали страшное поражение, но оно не произошло, - подчеркнул он в эфире телеканала Прямой. - В целом, я увидел огромный позитив от этой встречи, особенно после того, как президент США вышел и сказал, что никакой, даже холодной войны между США и Китаем не будет, они скорее договорятся, чем будут ссориться. Осуждение ядерного шантажа со стороны России - здесь Китай в одном окопе с США".

Война раскрыла слабые места существующего мироздания. Так что лидеры США и Китая, по словам политолога, обсудили новую мировую конфигурацию, в которой их две страны будут иметь ключевое значение. Однако найдется место и другим игрокам.

"Мир не будет биполярным, как это было во времена Советского Союза и США, потому что образовались другие центры, претендующие на свое место в многополярном мире. И однополярным мир тоже не может быть, последние тридцать лет это четко показали: глобальная катастрофа, то есть агрессия России против Украины, продемонстрировала, что надо менять правила, по которым человечество существовало после Второй мировой войны и до развала СССР, - сказал он. - Скорее всего, на эту тему они (Байден и Си - ред.) также говорили. Должны были говорить и о том, какие еще центры могут быть: это Индия, Пакистан, Турция, а также Бразилия, конечно, и Евросоюз. Как будут работать эти возможные центры, как нужно будет создавать новые политические институты на планете, как изменить функционально ту же ООН, чтобы там не было шантажа с "правом вето", а также - как удовлетворить страны, не входящие в Совбез ООН.

Вероятно, продолжил эксперт, некоторые из этих моментов будут регулироваться именно США и Китаем. Сейчас существует ОБСЕ, и, возможно, какие-то еще структуры будут созданы, в рамках которых можно это обсуждать вне НАТО. Но если правильно использовать ООН, то в этом может не быть необходимости. Но, в любом случае, и НАТО, и ОБСЕ, и все другие структуры будут меняться, "поскольку ничего не работает".

При этом политолог считает, что жесткая риторика украинских властей по переговорам с РФ усиливает наши позиции в мире, укрепляет субъектность Украины и помогает нашим союзникам на Западе успешнее лоббировать украинские интересы в своих странах.

"А если вовремя не решить тему России раз и навсегда - не поздоровится тем самым США и Китаю", - резюмировал Р. Юнус.

Ирина Носальская

ТЕГИ: переговорырепараціїВойна с РоссиейВойна в Украине
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии