Корреспондент.net,
15 декабря 2022, 18:18
ЕС обсуждал помощь Украине, собираясь выделить 18 миллиардов евро, чтобы покрыть дефицит бюджета-2023. Голосование отложили из-за позиции Будапешта, но впоследствии ее удалось изменить.
Враждебная позиция и политика шантажа
Вето на предоставление Украине 18 миллиардов от Евросоюза Венгрия наложила на встрече министров финансов ЕС в Брюсселе в начале декабря. По сообщению Politico, тогда обсуждались четыре вопроса: соглашение при посредничестве ОЭСР по установлению минимального налога 15% для транснациональных корпораций; пакет финансовой помощи на 18 млрд. евро Украине; замораживание 7,5 млрд евро из фондов объединения ЕС, предназначенных для Венгрии; утверждение 5,8 млрд евро из фонда ЕС для поддержки экономики Венгрии после COVID-19.
Будапешт выражал недовольство не только о помощи Украине за счет ЕС: налоговое соглашение обсуждается с середины 2021 года, и Венгрия единственной выступила против него во время июньского голосования. Оба вопроса нуждаются в единогласном принятии, и Венгрия использовала право вето, чтобы продавить рассмотрение двух других вопросов повестки дня в свою пользу.
По сообщению журналиста Радио Свобода Рихарда Джозвяка, тогда состоялась "очень эмоциональная дискуссия, в которой Будапешт критиковали все, но безрезультатно".
Еще одним недружественным шагом со стороны Венгрии по отношению к Украине оказался отказ тренировать украинских военных, в то время как на двухлетнюю учебную миссию ЕС выделил 106 миллионов евро. Сообщая об этом на официальной странице Facebook 5 декабря, государственный секретарь МИД Венгрии Тамаш Менцер заявил, что его страна якобы не хочет поддерживать войну.
"В некоторых странах Европы проходят тренировки украинских солдат. В Венгрии не будут. Мы говорим этому нет. Мы хотим двигаться к миру, а не к войне", - заявил Менцер.
Если в Венгрии так хотят двигаться к миру, то можно начать с призыва к России прекратить войну, - ответил на это представитель МИД Украины Олег Николенко, также через соцсеть.
"Судя по такому количеству встреч с российскими представителями, возможность для такого шага должна была уже найтись", - отметил представитель украинского МИД.
Пророссийская позиция Венгрии заметна невооруженным глазом: в частности, эта страна угрожала блокировать продление некоторых санкций ЕС против России, если трех российских олигархов не исключат из перечня санкций; премьер-министр Венгрии Виктор Орбан во время парламентских выборов называл президента Украины Владимира Зеленского своим противником; Венгрия постоянно обвиняет Украину в притеснениях прав венгерского нацменьшинства.
Антиукраинская риторика со стороны Венгрии раздается с самого начала войны. Еще в марте, когда Еврокомиссия обсуждала предоставление временной защиты украинским беженцам, Венгрия предложение не поддержала, но права вето в этом случае у нее не было. Тогда же Будапешт выступил против создания бесполетной зоны над Украиной и введения миротворческой миссии НАТО. Венгрия систематически подрывала попытки ЕС ввести санкции против российских нефти и газа: теперь Будапешт в отличие от других стран наращивает импорт "дешевого" российского газа и освобожден от нефтяного эмбарго.
Политолог Валерий Дымов убежден, что такие решения Венгрии вызваны не непосредственно отношением к Украине, а лишь пренебрежением к европейским ценностям.
"Венгрия имеет проблемы не с Украиной, а с нормами и правилами, по которым должна жить Европа и европейцы. Речь идет о верховенстве права, суверенитете стран, где граждане без вмешательства извне избирают себе власть", - отметил он в комментарии 24 каналу.
Возвращение "в стойло"
Несмотря на это, Венгрия остается членом Евросоюза. Поэтому ЕС после ветирования Венгрией оказания помощи Украине начал искать выход из сложной ситуации. Одним из вариантов, по словам еврокомиссара по бюджету Йоханнеса Гана, были национальные бюджетные гарантии стран ЕС. Но это требовало одобрения парламентами этих стран, что могло занять некоторое время.
Решение с целью разблокировать макрофинансовую помощь Украине вскоре нашлось: по сообщению Politico и Reuters, им стал совсем не пряник, а финансовый "кнут" - заморозка средств для Венгрии.
13 декабря послы стран ЕС рекомендовали разморозить часть финансирования Венгрии. Причиной блокирования этих средств было названо не антиукраинское вето Венгрии. Комитет постоянных представителей ЕС нашел необходимое количество голосов для защиты бюджета блока от "последствий нарушения принципов верховенства права в Венгрии, касающихся государственных закупок, эффективности действий прокуратуры и борьбы с коррупцией". Соглашение позволило Евросоюзу избежать необходимости искать обходные пути, в том числе индивидуальных обязательств каждого члена блока по помощи Украине.
"Сложное соглашение было заключено после споров между институтами ЕС, странами-членами и Венгрией. Это означает, что в следующем году Украина получит 18 миллиардов евро из бюджета ЕС", - сообщает Reuters.
Будапешт также согласился отказаться от вето на минимальный корпоративный 15% налог для международных компаний, который они должны платить там, где зарабатывают прибыль, а не там, где расположен их головной офис. ЕС признает, что Венгрия приняла ряд мер против проблем, которые беспокоят блок. Впрочем, эти меры "имеют значительные недостатки".
Венгрия получила доступ к 5,8 миллиарда евро грантов из фонда восстановления после пандемии COVID-19, а объем замороженных средств, выделенных ЕС для нее, сократился с 7,5 до 6,3 миллиарда.
Надолго ли удалось европейским политикам унять экономические аппетиты и политический нрав венгерских коллег? И на какие компромиссы с этой страной придется идти дальше? Насколько это безопасно в условиях, когда в Европе продолжается самая большая со времен Второй мировой война?
Валерий Дымов, в частности, уверен: Виктор Орбан продолжит торговаться. При этом, по его мнению, проблема состоит в том, что это становится прецедентом. И Орбан может продолжить кичиться перед гражданами: мол, посмотрите, какое он имеет влияние на ЕС.
"Он получает определенные исключения из санкций или выторгует себе какие-то преференции. И этим кичится перед своими гражданами", - отметил Дымов.
По словам директора Института Центральноевропейской стратегии Дмитрия Тужанского, Орбан поднимает ставки из-за собственных отношений с ЕС, НАТО, ведь уже два года Венгрия не получает никаких средств от Евросоюза. Около 14 млрд евро заморожены, из которых 5,5 млрд принадлежат фонду Восстановления, остальные - структурным фондам.
"Восстановление Венгрия рискует потерять до конца года, если процедура не будет запущена. Для Венгрии это критические деньги. Без них, пожалуй, дефолта не будет, но уже сейчас большой вопрос, как экономика и страна должны выживать эту зиму. То есть расходы замораживают, урезают критично. Поэтому для Виктора Орбана это жизненно необходимые средства. Он идет ва-банк, блефует, поднимает ставки", - отметил Тужанский в эфире Эспрессо.tv.
Ирина Носальская