Корреспондент.net,
10 февраля 2023, 15:51
Недавно в Турции произошли мощные землетрясения, уже известно по меньшей мере о 22 500 погибших. Эта трагедия уже отразилась на рейтинге главы страны Реджепа Эрдогана.
Землетрясение, всколыхнувшее политику
Итак, 6 февраля на Юге Турции произошло смертоносное землетрясение магнитудой 7,7, после чего произошел еще ряд меньших, но сильных толчков. Это самое мощное землетрясение в Турции с 1939 года.
Трагедии в государстве часто влияют и на политический климат. Турция не стала исключением. Местные жители очень обижены на власть, и в частности на Эрдогана, который за 20 лет стал ее олицетворением. Аналитики сайта The Economist отмечают, что обрушение такого количества зданий в Турции – почти 6000, по данным правительства – станет поводом для тщательной проверки.
"Появятся доказательства того, что советы сейсмологов проигнорировали, строительными нормами пренебрегли, а коррумпированные или некомпетентные надзиратели смотрели на это сквозь пальцы. Одним из признаков экономического бума, который сделал Эрдогана популярным в течение первого десятилетия его пребывания у власти, был всплеск строительства, хотя большинство обрушившихся сооружений было возведено еще до его прихода к власти. У него было два десятилетия, чтобы подготовиться к большому землетрясению; вряд ли секрет, что Турция расположена на одной из самых активных в мире линий разломов", - пишут аналитики.
Также, по словам экспертов, несмотря на мощь землетрясения, здания, построенные по всем правилам, должны были устоять.
"Максимальная сила толчков во время этого землетрясения оказалась разрушительной, однако нельзя однозначно сказать, что она была достаточной для разрушения правильно построенных зданий", – говорит профессор аварийного планирования и управления в Университетском колледже Лондона Дэвид Александер.
Эксперт приходит к выводу, что из тысяч разрушившихся зданий почти все они не выдерживают никаких ожидаемых строительных норм и правил на случай землетрясений.
К тому же люди в Турции недовольны уровнем помощи в первые часы после обвала домов. К примеру, корреспонденты из BBC пообщались с местными жителями. Те очень жаловались на работу спасателей. Женщина по имени Арзу Дедеоглу, у которой под завалами лежали обе племянницы, пожаловалась на медленную реакцию Турецкого управления по ликвидации последствий стихийных бедствий (AFAD). Она говорит, что местные жители организовали экскаватор собственными силами, чтобы убрать завалы. Но чиновники не разрешили им использовать его.
"Ждали до позднего вечера, но никто не пришел. Экскаватор привезли своими средствами, но нам не дали его использовать - остановили. У нас двое детей под завалами: Айшегюль и Илайда. Их уже нет, их нет...", - сказала женщина.
Жители соседнего дома рассказали СМИ, что в течение первых 24 часов никто из спасательной службы не пришел на помощь.
Пострадавшие говорят мне, что ждали помощи в день землетрясения. Но через 24 часа голоса из-под обломков смолкли, говорят они.
По данным Reuters, многие турки жаловались на нехватку оборудования, опыта и поддержки для спасения попавших в ловушку – иногда даже когда они могли слышать крики о помощи.
Журналисты напомнили, что в мае Эрдогана ждут выборы. Естественный катаклизм, очевидно, станет вызовом его политической карьеры.
Отметим, что Эрдоган пока полон решимости и говорит, что выборы в мае точно будут. Но готовится к ним на свой манер. 14 декабря 2022 года, например, турецкий суд приговорил мэра Стамбула Экрема Имамоглу, которого считают главным потенциальным соперником Эрдогана на выборах, к заключению и наложил политический запрет.
Что касается последствий землетрясений, то и здесь Эрдоган пытался заблокировать информационные каналы. 8 февраля NetBlocks и BalkanInsight написали, что Турция ограничила доступ к Twitter после публичной критики правительства президента из-за медленной официальной реакции на землетрясения.
Отмечается, что через несколько дней после разрушительного землетрясения в Турции правительство до сих пор не смогло оказать помощь нескольким регионам.
Эксперты, политики и граждане уже раскритиковали запрет, заявив, что Twitter был основным источником коммуникации для многих людей, которые искали выживших, а также для местных и общенациональных кампаний помощи.
Что ждет Эрдогана
Мнения о том, что правительство Турции не может должным образом справиться со стихийным бедствием, могут нанести ущерб перспективам Эрдогана. И наоборот – некоторые аналитики говорят, что он мог бы сплотить национальную поддержку вокруг реакции на кризис и укрепить свои позиции.
Впрочем, опросы рейтингов Эрдогана и его партии приближаются к рекордно низким значениям, пишет The Economist. После землетрясения президент объявил чрезвычайное положение в десяти южных провинциях, которое продлится три месяца почти до дня голосования, что может облегчить прекращение критики или деятельности оппозиции.
Эксперт по политическим и экономическим вопросам Георгий Биркадзе отмечает, что в Турции хватает критиков и недовольных политикой Эрдогана, но накануне землетрясения большинство сходилось во мнении, что нынешний глава государства все же имеет достаточно высокие шансы одержать на выборах победу. Однако сейчас ситуация кажется не столь оптимистичной.
В своем блоге для 24-го канала Биркадзе отмечает, что против Эрдогана точно будет играть взрывная волна экономических проблем страны после землетрясения, а также в определенной степени политическая ответственность за его последствия.
"Ведь одной из причин таких массовых разрушений зданий называют амнистию незаконной застройки, к которой Эрдоган прибег в 2018 году. Тогда он легализовал более 9 тысяч заявок, не всегда соответствовавших ни нормам высотности, ни показателям качества строительства. Цену такого популизма, рядовые жители Турции могут просто не простить Эрдогану", - пишет эксперт.
Политически землетрясения придали остроту Турции, отмечает эксперт-международник Руслан Осипенко. По утверждению эксперта, Эрдоган многое сделал, чтобы укрепить свой авторитет. В то время как политическая оппозиция, по мнению эксперта, воспользуется стихийным бедствием и использует его последствия в политической борьбе.
"Чтобы выйти из этого кризиса, действующий президент Турции может воспользоваться международной помощью и продемонстрировать миру, что любое государство зависит от стихии. Он может возглавить движение по поводу того, как изменения климата могут повлиять на природные катастрофы. Турция может выйти с определенной инициативой. Например, созданием какой-либо структуры или объединения центров координации помощи в единую платформу, которая бы реагировала быстро", – предполагает Руслан Осипенко в комментарии Украинскому радио.
Он добавил, что экономике Турции, безусловно, нанесен значительный ущерб. Это ухудшит условия выдвижения Эрдогана в качестве кандидата.
"Если вы выдвигаетесь на переизбрание, а у вас за спиной дестабилизация социально-политических и экономических условий, когда экономика ослабляется, то вы выдвигаетесь в самых плохих условиях", - отметил специалист.
По мнению аналитика, шеф-редактора OBOZREVATEL Ореста Сохара, землетрясение в Турции расшатывает надежду Эрдогана на повторное президентство.
Аналитик отмечает, что действующий президент страны и его администрация часто обвинялись в строительной коррупции Турции. Зять Эрдогана, Берат Албайрак, связан со строительным бизнесом, подпитывающим слухи о конфликте интересов. Слухи щедро подогревались скандалами по поводу нарушения строительных норм, и, соответственно, порождали обеспокоенность безопасностью жильцов.
"Недавнее землетрясение, в результате которого погибли несколько тысяч турок, наглядно показали все эти слухи и скандалы. Тема безопасности жилья и ответственности семьи Эрдогана оказалась ключевой в повестке дня. Избиратели ожидаемо возлагают на власть ответственность за разрушенные кварталы и потерянные жизни", - пишет аналитик в своем Телеграммы-каналы.
Он отмечает, мол, турки иронизируют, что еще немного и юркий Эрдоган обвинит оппозицию в организации землетрясения.
Валерия Шипуля