Китай, долго хранивший молчание о войне России против Украины, недавно более отчетливо проявил свою позицию. Однако до сих пор сомнительно, решится ли эта страна выступить на стороне РФ открыто.
Зеркальный ход
Президент РФ Путин пригласил Си Цзиньпина посетить Москву еще в декабре 2022 года во время телефонного разговора. Однако точная дата визита не была определена. 21 февраля стало известно, что Си планирует навестить Кремль в ближайшие месяцы; тогда же предполагалось, что визит может состояться в апреле или в начале мая.
Однако, по данным источников агентства Reuters, визит Си Цзиньпина в Россию состоится раньше, чем планировалось: оказывается, он уже на следующей неделе планирует прибыть в Москву и встретиться с российским диктатором. Других подробностей этого вояжа пока нет. Однако Путин во время встречи с членом ЦК компартии КНР Ван И 22 февраля заявил, что рассчитывает на новый толчок в отношениях Москвы и Пекина.
Как считает дипломат Руслан Осипенко, личный визит Си к Путину подобен по символизму визиту американского президента Джо Байдена в Киев.
"Восточная дипломатия - это всегда символизм. Если Си лично поедет к Путину - будет то же, что Джо Байден приехал в Украину и дал обещание, что Украина победит. То же делает Си, направляясь в Россию. Этим визитом он говорит США: а они не проиграют", - отметил он в эфире Эспрессо.
В то же время, в США считают, что после обнародования китайского "мирного плана" уместен и потенциальный разговор китайского лидера с президентом Украины Владимиром Зеленским, потому что это позволит лучше ознакомить Китай с украинской точкой зрения относительно развязанной Путиным войны.
"Мы поощряли президента Си пообщаться с президентом Зеленским, считая, что КНР и лично президент Си должны напрямую услышать украинскую точку зрения, а не только российское видение этого вопроса", - отметил советник Байдена Джейк Салливан.
13 марта издание The Wall Street Journal сообщило о планах Си поговорить с Зеленским по телефону или по видеозвонку. Отмечалось, что разговор может пройти после потенциального визита китайского лидера в Россию. Осипенко тоже видит в этом определенный символизм.
"Си будет собирать позиции сторон, чтобы обсуждать и принимать решения в рамках своего политбюро. Вся логика процесса подсказывает, что он после этого визита должен еще пообщаться с европейцами, для того чтобы была полная картинка для принятия стратегического и политического решения о помощи РФ", - подытожил дипломат.
Кроме этих тревожных симптомов, вспомним еще одно событие такого же толка: недавнее показательное назначение подсанкционного генерала Ли Шанфу на должность министра обороны Китая. 65-летний Ли Шанфу находится под санкциями США с 2018 года из-за закупки боевых самолетов и оборудования главного российского экспортера вооружений, компании Рособоронэкспорт. Санкции включают в себя запрет на операции с иностранной валютой под юрисдикцией США, запрет на операции с финансовой системой страны, а также блокирование всего имущества на территории Америки и запрет на получение визы.
Агентство Bloomberg предполагает, что это назначение может создать "потенциально некомфортную ситуацию", если Ли Шанфу когда-нибудь встретится с главой Пентагона Ллойдом Остином.
Сложная игра
По мнению экс-главы МИД Украины Павла Климкина, маневры китайцев с "мирным планом" и последующими визитами в ряд стран, включая РФ, свидетельствуют о готовности этой страны действовать.
"У меня такое впечатление, что китайцы поняли: пришло время, когда миром можно управлять. Или, по меньшей мере, соруководить. В китайской ментальности это всегда - момент. Я считаю, что китайцы все искусно разыграли: никакого мирного плана, вы же понимаете, пока что нет, но есть очень грамотная подготовка, они это делали где-то в последние четыре месяца, привлекли своих внутренних экспертов и создали документ о принципах глобальной безопасности, десять страниц, из которых следует, что без Китая в мире - никак. При чем во всех регионах - в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии, Латинской Америке, и вообще повсюду", - отметил он в интервью Юрию Романенко.
По словам Климкина, мирный план Китая - это "МИД-овский документ, который в китайской системе приоритетов немного значит", его можно толковать как угодно, этим и объясняется неоднозначность китайской официальной риторики. Однако, как ни парадоксально, интересы Китая и Запада совпадают в нежелании неконтролируемых процессов при распаде РФ.
"Им одинаково выгодна слабая Россия. Но Россия, которая уйдет неизвестно куда, Китаю точно невыгодна, нужен минимум стабильности. Ведь вся та головная боль с нефтью и газом, которая была в Европе - теперь на китайцах. Поэтому они поняли, что риски очень серьезны. А еще их кто-нибудь может подтолкнуть, потому что не все в мире любят китайцев", - сказал он.
Еще одним "головняком" Китая является вероятная передача Ирану обогащенного российского урана.
"Поэтому китайцы начали действовать, и я считаю, очень искусно. Есть две страны, которые не сделали за год, со своей точки зрения, ни единой большой ошибки - это Китай и Индия", – подчеркнул он.
При этом возобновление отношений Ирана с Саудовской Аравией может оказать серьезное влияние на стоимость нефти, что крайне невыгодно сейчас Китаю.
"Поэтому Китай будет пытаться поставить РФ в определенный лабиринт: это касается цен на энергоносители, металлов, параллельного экспорта. Появляются слухи, что с параллельным экспортом в России еще могут возникнуть проблемы, и не только из-за Китая, особенно по чипам", - намекнул дипломат.
Балансирование на грани
Впрочем, Китай может до сих пор размышлять над вопросом военной помощи РФ.
"Что касается снарядов, у Китая действительно много боеприпасов 122-го и 152-го калибров, и Россия нуждается в большом их количестве. Такие поставки могут усилить наступательный потенциал, поэтому она ищет, где можно их раздобыть", - признал руководитель Центра военно-правовых. исследований Александр Мусиенко в комментарии РБК-Украина.
У КНР есть и другое вооружение, в котором могла бы быть заинтересована РФ. Речь идет о реактивной артиллерии, стрелковом оружии и беспилотниках. Россия могла бы получить и оборудование для производства, например, высокоточных крылатых ракет.
По мнению эксперта, Китай не стремится к большой войне, однако пытается защитить РФ от поражения, чтобы показать, что авторитарные режимы тоже имеют право на жизнь и способны находить выход из ситуации военным путем. Мусиенко также отмечает, что Китай, если даже рассматривает возможность военной поддержки РФ, то не для победы в войне.
Но, похоже, Китай пока не принял финального решения о помощи России, поскольку поддержка Москвы может подорвать амбиции КНР по поводу роли нейтрального посредника и подвергнуть сомнению серьезность "мирных инициатив". Однако в ЕС ясно объяснили, почему Китай не может быть посредником между Украиной и РФ.
"Честным посредником мира можно быть тогда, когда вы не предпочитаете какую-либо сторону. Когда же речь о ситуации в Украине, Китай де-факто сделал выбор. Китай отказался признать, кто является агрессором, а кто - жертвой. Китай ставит Украину на один уровень (со страной-агрессором - ред.), хотя Украина страдает от произвольной и преступной атаки, совершенной в нарушение Хартии ООН. Той хартии, которую Китай согласился защищать как постоянный член Совбеза ООН. Это одна из вещей, которая может рассматриваться как спорная в китайском подходе и китайских предложениях", - заявил в понедельник, 13 марта спикер ЕС Питер Стано во время брифинга в Брюсселе.
Ирина Носальская