Тема плагиата в научных работах снова заиграла новыми красками: заимствование якобы обнаружили в кандидатской работе нового министра образования. Почему в Украине процветает плагиат и как с ним планируют бороться?
Смена правил игры
За день до назначения Оксена Лисового главой министерства образования и науки на сайте "Ошибки и фальсификации в научных исследованиях" появилась публикация, в которой обвинили тогда еще без пяти минут министра в плагиате.
"Свою диссертацию подал на проверку в Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Не меньше других жду его результатов. И, как уже говорил, в случае выявления каких-либо нарушений новой культуры академической добродетели, к формированию которой от меня будет особое внимание, откажусь от ученой степени кандидата наук, как только получу вывод - публично все обнародую, держаться за любые звания точно не собираюсь, я пришел в министерство не для этого, а делать реформы и работать на качественное образование глобального уровня. Научные степени и соответствующие доплаты к ним нужны людям, занимающимся наукой, а не другими сферами деятельности. Это первый шаг. Следующий - это изменение правил игры. Подал правительству предложения по изменениям в нормативной базе, которые будут позволять любому гражданину, чиновнику, политику добровольно отказаться от ученой степени и (соответственно) от всех надбавок. Сэкономленные средства государство сможет направить в пользу развития науки, обороны или восстановления", - ответил на обвинение Лисовой в Facebook.
Глава парламентского комитета по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак, которого тоже обвиняли в заимствовании в научной работе без надлежащих ссылок, и свою диссертацию отдал на проверку.
"Мы с Оксеном Васильевичем в первый день сели и проговорили основные принципы образовательной политики. Одним из них является принцип академической добродетели. Мы хотим очистить систему, и для того, чтобы это сделать, мы начнем с себя. Уже сделали первый шаг и подали заявления в Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования на проверку. Если будут найдены какие-либо отклонения от академической добродетели, мы готовы отказаться от наших научных степеней", - заявил он в своем Telegram-канале.
Кроме того, Бабак надеется, что уже до конца этого года парламент примет закон "Об академической добродетели".
"У нас сейчас готовится четвертый фундаментальный закон на этот год - это отдельный закон "Об академической добродетели". Над этим работает Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Они разработали хороший проект… И я надеюсь, что в этом году мы его примем, и система в конце концов заработает", - сказал Бабак в интервью "Интерфакс-Украина". Он также обратил внимание на то, что сегодняшнее законодательство в этой сфере работает плохо, поэтому есть лишь единичные случаи, когда человека лишали научной степени, а большинство нарушителей как были, так и остаются со своими степенями.
"Там были в списке и министры, и глава комитета по образованию (говорит о себе - ИФ), и предыдущий исполняющий обязанности главы комитета, и к премьер-министрам были вопросы. Я считаю, что это нужно решать, и решать жестко и системно", - сказал Бабак.
К слову, экс-министр образования Сергей Шкарлет, в научной работе которого Комитет по вопросам этики Нацагентства по обеспечению качества высшего образования подтвердил наличие плагиата, через суд доказал, что действия упомянутого комитета - незаконны, а потому факт плагиата - не доказан.
Заплатить и не мучиться
Вдохновителем для написания проекта закона по борьбе с плагиатом, который парламент планирует принять в этом году, стал бывший нардеп от ОПЗЖ Илья Кива. Точнее - скандальная защита его кандидатской диссертации, на которой, в частности, на один из вопросов он ответил, что полностью понял его, но ответ предоставит в следующей научной работе. Однако комиссия из 13 человек единогласно одобрила присуждение ему кандидатской степени. После этого украинцы начали демонстративно сжигать свои дипломы. Флэшмоб прекратился только когда МОН отменил решение о присуждении Киве научного звания по причине несоответствия работы заявленной теме.
В первом чтении парламент одобрил этот проект 25 января 2022 года. И, наверное, если бы не полномасштабное вторжение российской армии в нашу страну, этот закон давно бы приняли. Теперь же документ только готовят ко второму чтению.
По словам инициатора закона народного депутата Инны Совсун, в принципе, вопрос плагиата в нашем законодательстве уже есть несколько лет. Но готовящийся к принятию документ имеет несколько иное направление: он направлен не против списывания, а на запрет продажи курсовых работ, дипломных и диссертаций.
Сейчас появляется все больше фирм и частных лиц, открыто предлагающих на продажу любые научные работы. И никто их не беспокоит из-за этого. Самый ходовой товар - работы для студентов. Им предлагают как заказать оригинальное исследование, так и приобрести буквально за несколько сотен гривен работу, которая уже "неоднократно и успешно прошла испытания на защите", то есть очень "пережеванный" вариант. В среднем же оригинальная курсовая работа для студента стоит 800-1000 грн, дипломная для бакалавра - 1,5-1,8 тыс. грн, магистерская - 2,3-2,5 тыс. грн. Для тех, кто стремится связать свою жизнь с наукой, кандидатские диссертации предлагают в среднем за 2-2,5 тыс. долларов, а докторские - примерно за 5-5,5 тыс. долларов. Заказчики заверяют, что готовить работы будут высококлассные профессионалы (намек на преподавателей вузов).
В настоящее время наказание тем, кто пишет и продает такие работы, не предусмотрено законом. Был случай, когда суд в городе Жовква Львовской обл. оправдал преподавателя за то, что за определенную плату он написал дипломную работу своему студенту. Фемида приняла решение о том, что педагог имеет право продавать результаты своего труда.
"Что мы хотим сделать этим законом? Написать, что нельзя продавать оригинальные тексты. Это очень сложный механизм, потому что чаще всего эти договоренности о продаже происходят непрозрачным способом, который очень тяжело бывает отследить. Но прежде это направлено на то, чтобы у правоохранительных органов появилась юридическая возможность запретить деятельность целых компаний, которые на этом специализируются. Я уверена, что люди знают, что сейчас, придя в любой университет, на досках объявлений ты увидишь кучу объявлений "курсовые на заказ" или "диссертации под ключ". В интернете это десятки и сотни сайтов, где это указано как вид деятельности. Когда я работала в Минобразования, мы обращались в правоохранительные органы и говорили: "А вы можете закрыть незаконную деятельность таких компаний?". А они отвечали: "Надо сначала изменения в закон, укажите, что это нарушение и тогда мы уже сможем приходить в эти компании и говорить, что они совершают правонарушения". онпроект", - сказала депутат в эфире Украинского радио. И уточнила, что нет гарантии, что этот документ будет на 100% эффективным, но он хотя бы частично перекроет кислород крупнейшим компаниям.
"Мне трудно сказать, почему уважаемые люди, которые защищают кандидатские и докторские диссертации, списывают их или у кого-то заказывают написание диссертаций. Как-то несолидно. Очевидно, они мечтают о высоких должностях, которые благодаря научным степеням становятся доступнее, но не хотят погружаться в научные исследования. Но, думаю, плагиат и заказные работы, так называемое заавторство, более распространенное среди студенчества. Чтобы это искоренить, следует понять, почему студентам неинтересно изучать то, что они выбрали своей будущей профессией. Наверное, в школах недостаточно хорошо проводят профориентацию, и как следствие - будущую профессию детям выбирают родители. И вообще, тот факт, что до 95% выпускников школ пытаются поступить в вузы, должен насторожить. Иначе мы бы не имели так много строителей, барменов и продавцов с высшим образованием", - считает психолог Татьяна Черная.
Галина Гирак