В начале вторжения РФ заявляла, что уничтожила украинские воздушные силы, однако это оказалось полной ложью. Но остается открытым вопрос, насколько сильна Украина в небе сейчас.
Борьба за паритет
Военно-воздушные силы (ВВС) любой армии - это сложный комплекс, включающий авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБ защиты), топогеодезические, поиск и спасение, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие. Армейская авиация, в свою очередь, может содержать бомбардировочные, штурмовые, истребительные, разведывательные, транспортные и спецавиационные отряды.
В открытом доступе есть только приблизительные сведения о составе ВВС Украины до 24 февраля. По данным издания The Military Balance и Flight Global, в 2021 году это - 34 истребителя Су-27, 24-37 истребителей МиГ-29, 12-14 бомбардировщиков Су-24, 13-31 штурмовиков Су-25, 31-47 учебный самолет Л-39, 29 транспортных самолетов (Ан-26, Ил-76, Ан-70), а также три специальных самолета Ан-30, девять разведывательных Су-24МР и 15-46 вертолетов (Ми-8, Ми-9 , Ми-2). На вооружении находились также около шести беспилотных комплексов Bayraktar TB2.
В первый день полномасштабного вторжения важной целью страны-агрессора России было полное уничтожение украинской авиации. Спасти ее удалось благодаря тому, что наши летчики заранее подняли самолеты и вертолеты в небо, выводя их из-под ракетных ударов врага.
Военно-космические силы России по объему воздушного флота на момент вторжения уступали только ВВС США. Согласно экспертным оценкам, например, еще в 2010 году в эксплуатации ВВС РФ находилось около 3600 единиц военной техники.
Однако, по данным Минобороны Украины, по состоянию на 28 марта 2023 года ВСУ удалось уничтожить уже 305 вражеских самолетов и 291 вертолет, а также - 277 единиц средств ПВО и 2235 БпЛА оперативно-тактического уровня.
При этом в мае 2022 года издание Foreign Policy сообщило, что Украина получила разобранные Су-25 из Восточной Европы (поставщиками могли быть Болгария или Северная Македония). А уже в марте 2023-го первые истребители МиГ-29 украинским ПС передала Словакия.
"В общей сложности мы передаем Украине 13 истребителей советского производства и зенитно-ракетные комплексы КУБ", - рассказали в словацком Минобороны.
К тому же, 16 марта президент Польши Анджей Дуда заявил, что в ближайшие дни его страна планирует передать Украине первые четыре истребителя МиГ-29, а позже вообще все свои самолеты этого типа.
При этом еще в марте-мае 2022-го в Украину из США прибыли восемь вертолетов Ми-17, ранее закупленных для афганской армии; в июне 2022 года США передали нам 20 Ми-17-В5 ВВС Афганистана; в тот же год Восточная Европа (Словакия, Чехия и Латвия) также поставляла Украине как многоцелевые Ми-17, так и даже ударные "крокодилы" (Ми-24В) - в сумме более десятка машин. Когда ситуация на фронте стабилизировалась, стартовали более узкие программы – Sea King от Великобритании или, например, бывшие российские Ка-32А от Португалии.
В целом Киев получил от четырех до пяти десятков вертолетов, что позволило пережить самый интенсивный период конфликта. А сейчас Северная Македония хочет передать нам еще 12 ударных вертолетов.
Кстати, по самолетам: в январе 1994 года президент США Билл Клинтон, президент Украины Леонид Кравчук и президент РФ Борис Ельцин подписали в Кремле соглашение, согласно которому Украина за бесценок отдала РФ значительную часть своего ядерного состояния в качестве оплаты газового долга; в том же списке были и 11 новых стратегических бомбардировщиков. А именно - восемь тяжелых Ту-160 1989-1991 года выпуска и три Ту-95МС 1990-1991. Теперь в войне РФ использует ракетоносцы Ту-160 и Ту-95. Это могут быть те же стратегические бомбардировщики, которые мы сами отдали агрессору.
Противодействие ракетному терроризму РФ
Россия, не способная проводить реальные наступательные операции, выбрала одну из основных тактик ракетного терроризма - в частности, с территории Беларуси.
Спикер Командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат говорит: для того, чтобы попасть в зону поражения украинских ВС, вражеские самолеты должны зайти как минимум на 70-километровое расстояние вблизи нашей границы.
"Но это же территория Беларуси, поэтому самолет (вражеский ракетоноситель - ред.) нам грозит постоянно. Ежедневно продолжается тревога, после девяти она включается, как по часам. Это носитель Кинжала - будь то муляж ракеты или настоящая. Но самолет взлетел, поэтому должна быть объявлена тревога, чтобы наши граждане знали, что есть такая угроза. Вот, 9 марта шесть Кинжалов прилетело, враг и дальше будет это делать: он знает, что украинцы нервничают, угнетаются, страдает экономика", - описал он то, что сейчас происходит.
Для того чтобы сбивать эти самолеты, нужно иметь дальнобойное вооружение (ЗРК или самолеты-истребители поколения 4+или 4++, способные использовать современное вооружение, в том числе ракеты "воздух-воздух"), подчеркнул Игнат в эфире Фабрики новостей. Это может отогнать российскую авиацию от наших границ на расстояние до 180 км.
"Это серьезная потребность Украины сегодня. Именно поэтому вопрос самолетов - на повестке дня и никогда с нее не сходит", - отметил он.
При этом Игнат сообщил: информация о прибытии в Украину ЗРК Patriot известна лишь очень ограниченному кругу лиц.
"Лучшим показателем прибытия Patriot будет уничтоженнный российский самолет, - уточнил он. - Даже те же польские и словацкие МиГи не очень изменят ситуацию. А люди в Украине хотят уже видеть западное оружие, как оно работает. Хотят это увидеть и в Европе. Но, к сожалению, такую информацию в условиях войны обнародовать нельзя".
Впрочем, спикер Командования Воздушных сил ВСУ подчеркнул: украинцы сами иногда бессознательно распространяют через Telegram-каналы данные, облегчающие ракетные атаки врагу. По его словам, поначалу это были просто сообщения о том, что ракеты улетают с такого-то направления; потом это стало подкрепляться фото в реальном времени с системы Вираж-планшет, на которых заметно, где летят наши и чужие самолеты, ракеты, Шахеды, беспилотники.
"Я общаюсь со многими пилотами, командованием ПС. Они говорят: "Ну сколько уже можно?" Есть варианты влияния через правоохранительные органы, потому что обнаружить, с какого IP-адреса это делается, несложно, - предупредил он. - В чем опасность? Враг сам видит свои средства. Но Telegram-каналы начали извещать, что вот, здесь они есть, мы их наблюдаем, здесь пропали, радиолокационно мы их не видим. Мы - это кто? Это предоставляет врагу участок, где можно летать. Если эта информация настолько важна для людей, то надо понимать, что в следующий раз она кому-нибудь принесет смерть".
В то же время Юрий Игнат отрицает данные о тренировках украинских пилотов на любом типе современных западных самолетов - потому что до сих пор нет никаких решений о передаче Украине конкретного типа самолета.
Ирина Носальская