В фонде раскрыли детали нового пакета нашей страны. Зачем нам многолетняя программа. Могли бы мы справиться без нее.
МВФ всегда выдвигает достаточно жесткие условия для стран, желающих получить его кредиты. Украина не исключение. При этом нашей стране важно иметь программу финансирования именно с Фондом.
Зачем нужна программа
Новая программа МВФ для Украины обеспечит большую предсказуемость для поступления средств международных доноров.
Об этом рассказал Альфред Кеммер, директор Европейского департамента МВФ в интервью “Голосу Америки”.
“Объем пакета составляет 115 млрд. долл. Это важно. Вклад МВФ в этот пакет – 15,6 млрд долл. Почему я это различаю? Потому что это программа на четыре года. Мы готовимся финансировать макростабильность Украины в течение четырех лет. Эта программа мобилизует ожидания доноров по поступлению средств”, - отметил он.
Кеммер напомнил, что в прошлом году не было рамочной программы, и это усложнило для доноров предоставление средств. Наличие ее в этом году позволит избежать решений, связанных с задержками средств.
“Как вы знаете, в прошлом году была чрезвычайная поддержка доноров и финансирование МВФ для Украины, но не было рамочной программы, поэтому это усложнило для доноров предоставление средств, а для украинских чиновников – принятие решений, потому что всегда была неуверенность относительно того, когда придут средства. Теперь есть стабильность, существует рамочная программа и связанное с ней финансирование, на которое может полагаться страна”, – заявил Кеммер.
Эксперты, в свою очередь, тоже считают, что программа финансирования от МВФ Украине нужна.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, говорит, что Украина не может ссориться с МВФ, потому что это будет удар по имиджу страны. Кроме того, МВФ тесно связан с США, поэтому если мы дружим со Штатами, то и с МВФ должны дружить тоже.
В свою очередь Иван Никитченко, директор Crane IP Law Firm
уверен, что без программы МВФ правительство не смогло бы закрыть всю потребность во внешнем финансировании для компенсации дефицита бюджета в 2023 г. Но, кроме этого, у программы есть еще одна задача.
Все мировые кредиторы ориентируются на решение МВФ. Если у страны нет программы финансирования от фонда, то у потенциальных инвесторов возникают сомнения в ее способности платить долги. В условиях войны и высокого уровня неопределенности сложно продемонстрировать источники будущих выплат, а без этого получить деньги невозможно. Наличие действующей программы с МВФ – это сигнал о том, что страна может возвращать свои долги.
Особенности программы и история отношений
Глава НБУ Андрей Пышный рассказал, что программа имеет определенную особенность. Во-первых, это уникальная историческая программа, которая смогла состояться только после того, как МВФ пересмотрел свою кредитную политику.
“Это беспрецедентная вещь. Украина первой воспользовалась этой программой поддержки в условиях высокой неопределенности, связанной с влиянием внешних экзогенных факторов”, – сказал он.
Вторая особенность, по словам Пышного, состоит в том, что Украина будет получать финансовую поддержку как при базовом сценарии развития событий, так и при негативном. И это большое достижение, потому что при отрицательном сценарии для полноты программы и этот вариант был просчитан. Пакет финансовой поддержки в 4-летнем горизонте составит около 140 млрд долл.
В то же время эксперты говорят, что история взаимоотношений между Украиной и МВФ не всегда была безоблачной.
Так, Максим Орыщак, аналитик компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) напоминает, что МВФ сотрудничает с Украиной почти 30 лет, и сказать, что история выдачи кредитов всегда была гладкой нельзя. Каждый раз именно этот кредитор выдвигал правила и условия, провоцирующие изменения политического или монетарного устройства страны.
По мнению эксперта, МВФ как кредитор и гарант того, что другие будут также сотрудничать с Украиной, был актуален до наступления войны. Следует вспомнить, как в течение 2021 г. было непонятно, получим ли мы кредит и в каком объеме. И сам факт выдачи кредита в прошлом году означал принятие условия, что Украина повысит тарифы на газ для населения в этом году. С чем Украина долго затягивала и не соглашалась.
Сейчас МВФ является еще одним кредитором, который может финансировать нас, но он все еще самый требовательный. В прошлом году именно МВФ приостановил сотрудничество и назначил старт мониторинговой программы по изменениям в украинской экономике, несмотря на войну и трудности существования страны в этот период.
В то же время лишь факт того, что США и ЕС не отказались от поддержки Украины дал понять МВФ, что мы в его деньгах не нуждаемся и он может стать одним из кредиторов, но не тем, ради которого все в стране будут менять так, как он того требует.
Кроме того, условия, выдвигаемые фондом, ясно дают понять, что транши обещаны, но выделить их могут и в следующем году. Все понимают, что мы не профинансируем бюджет в текущем и следующем годах, пока идет война без внешней поддержки. Поэтому МВФ готовит почву, но, как всегда, не торопится.
В свою очередь, Охрименко считает, что кредиты МВФ Украине не слишком нужны. Их нельзя использовать. Чаще всего кредиты фонда просто учитываются при расчете золотовалютных резервов (ЗВР). При этом считается, что если резервы велики, то это оказывает положительное влияние на инвестиционный имидж страны. Но в Украине он сейчас на уровне дефолта, и никто не обращает внимания на размер резервов. Беда в том, что советы МВФ, по мнению эксперта, не учитывают специфику нашей страны, поэтому часто вредны для нее.
“МВФ никогда не учитывает реальное состояние экономики и дает советы для Украины, исходя из того, что экономика нашей страны не отличается от экономики США”, - говорит эксперт.
Как результат, все советы МВФ с 2014 г. провалились. Обанкротились многие банки в Украине, как следствие - люди потеряли деньги, а бизнес разорился, но при этом обещанных дешевых кредитов нет и не ожидается. Нет ипотечного кредитования, слишком низкие ставки по депозитам. Проблема с валютным рынком – это тоже результат следования советам МВФ девальвировать гривну, чтобы оживить экономику, но в результате имеем ее падение. Реформа ЖКХ просто провалилась, долги населения только выросли из-за повышения тарифов. Борьба с коррупцией привела к ее росту.
Интересно также, что, по словам Алексея Куща, эксперта аналитической компании “Объединенная Украина” нашей стране даже выгоднее получать помощь от западных партнеров, чем от МВФ.
“Помощь партнеров сейчас в значительной степени идет на безвозвратной основе в виде грантов или долгосрочных кредитов, которые более выгодны, чем кредиты МВФ, потому что у них низкий процент как у фонда, но сроки длиннее”, - говорит эксперт.
Будет ли Украина выполнять требования
Орыщак говорит, что фонд не является приоритетным кредитором, пока нам занимают другие организации. Это означает, что его с его требованиями могут не считаться до последнего момента, пока не будет критической необходимости получить кредит именно от МВФ. Однако думать, что власти, решая выполнять требования МВФ или нет и в каком объеме, будут действовать, учитывая мнение населения, на наше недовольство такими непопулярными требованиями, как, например, поднятие тарифов ЖКХ или поднятие налогов, тоже не приходится.
В то же время, когда война будет завершена, кредиты МВФ будут эффективными для восстановления нашей экономики. Поэтому продолжение переговоров нашего правительства с МВФ является грамотным дальновидным стратегическим шагом.
Виктория Хаджирадева