В Турции продолжаются очередные президентские выборы. Очевидно, что независимо от их результата эта страна продолжит помогать Украине в защите от России. Но кто именно возглавит Турцию, станет важнее после нашей победы.
Второй тур
15 мая стало известно, что на президентских выборах в Турции все-таки будет второй тур: по данным ЦИК страны, обработавшей около 100% избирательных бюллетеней, действующий президент Реджеп Эрдоган набирает 49,51% голосов избирателей, а оппозиционный кандидат Кемаль Киличдароглу получает поддержку 44,85 %. Еще более 5,17% имеет третий выдвиженец - Синан Оган. Второй тур должен пройти 28 мая.
Реджеп Тайип Эрдоган, занимавший пост премьер-министра с 2003 по 2014 годы и пост президента в течение последних девяти лет, борется за сохранение власти. На его чаше весов - усиление международного статуса Турции, экономический рост страны, восстановление промышленности, улучшение демографической ситуации и прекращение оттока рабочей силы за границу, возрождение армии.
Однако большинство предвыборных опросов показывали небольшое преимущество оппозиционного кандидата. Согласно недавнему опросу KONDA Research, уверенности в том, что Эрдоган сохранит президентское кресло, пока нет - он уступает своему ключевому оппоненту Кемалю Киличдароглу (Альянс наций). Действующий президент страны получил 43,7% голосов опрошенных, а Киличдароглу - 49,3%, и ему даже прочили победу в первом туре.
69-летний Эрдоган столкнулся с падением рейтингов на фоне разрушительных землетрясений, в результате которых погибли более 50 тысяч человек. Кроме того, в преддверии выборов появились слухи о резком ухудшении его состояния здоровья. Информацию о якобы переживаемом им инфаркте опровергали в президентской партии Республиканский альянс во главе с Партией справедливости и развития (ПСР), но эксперты прогнозировали, что эти слухи могут сказаться на результатах выборов. Однако Эрдоган не сдается: накануне выборов он объявил, что в стране нашли крупнейшее месторождение нефти, благодаря чему добыча может быть удвоена.
При этом, как заявил оппозиционный кандидат, Россия пыталась вмешаться в президентские выборы в Турции. Кемаль Киличдароглу заверил: у него есть доказательства, что страна-агрессор стоит за созданием одного из дипфейков (а именно сожжения Корана - ред.) - поддельного изображения или видео - и призвал Москву, если та хочет сохранить дружбу с Анкарой, не вмешиваться во внутренние дела страны.
"Я хотел, чтобы весь мир знал об этом", - написал он в Twitter.
Чем же Киличдароглу мог раздражать Москву? Он хочет вернуть хорошие отношения с Западом, прежде всего из США. С прозападным курсом может измениться и риторика Анкары, хотя к санкциям против России она вряд ли присоединится, признал в комментарии ТСН заместитель директора Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов.
Какое до этого дело Украине?
Впрочем, позиции обоих кандидатов по отношению к Украине практически одинаковы, говорит политтехнолог Михаил Шейтельман. А позиции по отношению к России плюс-минус схожи, утверждает он.
"Конечно, не совсем, но плюс-минус одинаковые, Киличдароглу в последнее время сумел рассориться с Россией - заметил он в эфире Фабрики новостей. - Но это такой "тактический" спор, возможно, у него и не было последствий".
Потому говорить, что мы должны болеть за того или иного кандидата нельзя, продолжил политтехнолог.
"Но есть один риск, который я обнаружил. И риск этот называется Синан Оган. Никто его пока не замечает, но Синан Оган занял третье место на этих выборах, набрал более 5% голосов. Это как генерал Лебедь, когда Ельцин с Зюгановым соревновались в России в 1996 г. В первом туре победил Зюганов, второе место занял Ельцин, третье - генерал Лебедь. которому сейчас Патрушев), - сказал он. - Так не захочет ли кто-нибудь из этих двух уважаемых кандидатов "прикупить" себе Синана Огана? В легальном смысле, имеется в виду, то есть переманить на свою сторону. Может, и захочет. Может быть, Огану что-то обещано, какая-то должность, или еще что-нибудь".
Шейтельман предупредил, что "Синана Огана нам стоит опасаться" - по двум, по его мнению, достаточно интересным причинам.
"Во-первых, у Синана Огана есть диплом кандидата наук от МГИМО - Московского государственного института международных отношений. То есть, сразу большие подозрения возникают. Кроме того, он является членом Валдайского клуба - того же, откуда Путин буквально в ноябре прошлого года угрожал нам ядерной бомбой", – уточнил эксперт.
Правда, по его словам, это еще не говорит о третьем кандидате однозначно, но веские основания для сомнений все-таки дает.
"Как слышишь "МГИМО", вспоминаются все эти Саддамы Хусейны и так далее. Как-то нехорошо сразу становится", - объяснил он.
То есть, если бы все решилось в первом туре (и неважно, кто бы из кандидатов победил) - Украине было бы спокойнее, считает он.
"В принципе, мы не зависим от результатов выборов в Турции, но вот этот нюанс я обнаружил", - добавил Шейтельман.
Что же можно еще сказать о оппоненте Эрдогана, Кемале Киличдароглу, фамилию которого пока трудно запомнить украинцам?
"Если разобраться, что она означает, то, на самом деле, это легко, - говорит политтехнолог. - Килич это меч, дар - это иметь, а оглу - это сын, то есть оно переводится как "сын того, у кого есть меч". По-русски Мечников", - пошутил эксперт.
Но, по его словам, существует принципиальное отличие Киличдароглу от Эрдогана.
"В будущем, после войны, нам будет действительно важно, кто из них станет президентом. Эрдоган является тем человеком, который фактически остановил интеграцию Турции в ЕС. Они уже давно являются кандидатами в Евросоюз. Но все переговоры приостановил лично Эрдоган, потому что сказал, что им не нужно больше быть "кемалистами", последователями Кемаля Ататюрка, основателя современного турецкого государства, а нужно, в каком-то смысле, вернуться к традициям Османской империи: воздействовать в регионе, на тюркоязычные страны. восстанавливать его как "турецкий мир", экономически и военно. В свою очередь, Кемаля Киличдароглу назвали в честь Кемаля Ататюрка, он последовательный "кемалист", выступает за то, что Турция должна быть наднациональным государством, забыть об имперском прошлом, что турки - это европейцы и должны интегрироваться в Европу. И, с большой вероятностью, в должности президента он будет пытаться вернуть Турцию на путь в ЕС", - рассказал Шейтельман.
И вот в этом, по его словам, и заключается послевоенный интерес Украины - мы ведь будем вступать в ЕС. Если одновременно с нами туда же пойдет и Турция, страна из около 80 млн населения и ВВП около 800 млрд долларов в год, расположенная, как и Украина, на Черном море - мы сразу становимся группировкой в Евросоюзе, которая сможет уравновесить традиционную Западную Европу.
"И Черное море вдруг становится морем Евросоюза, за исключением Грузии и южного побережья РФ, ну, это уже мало. Преимущественно это будет европейское море. В будущем нам конечно, было бы интересно такое развитие событий. А в настоящем он (Кемаль Киличдароглу - ред.) успел сказать, что не собирается разрывать отношения с Россией там, где они выгодны Турции - то есть, полностью поддержал политику Эрдогана. Так же, как и по отношению к Украине - в смысле военной помощи, военного сотрудничества. Потому что Турция в военном плане на стороне Украины, а в экономическом сотрудничает в с РФ", - резюмировал эксперт.
Ирина Носальская