Наша страна хочет, чтобы в ЕС провели исследования по запретам на ввоз некоторых товаров из Украины согласно европейским правилам.
В Украине говорят, что страны, которым разрешили временно отказаться от украинского зерна, неплохо на нем заработали. Поэтому предлагают пересмотреть запрет на ввоз нашего зерна.
Отстаивать свою позицию
Украина считает, что решение ЕС ввести запрет на импорт украинской сельскохозяйственной продукции в пять стран ЕС не верно. Поэтому предлагает искать рыночные решения этой проблемы.
“Мы встретились со многими министрами и представителями Еврокомиссии. Мы изложили нашу позицию по запрету импорта украинской сельскохозяйственной продукции после 5 июня. Мы против этого, это не хороший путь”, – рассказал Николай Сольский, министр аграрной политики и продовольствия Украины.
Также министр подчеркнул, что введенные ограничительные меры должны быть упразднены, и устойчивые решения должны быть найдены в консультациях с участием Украины.
В свою очередь Максим Орыщак, аналитик компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) полагает, что Украина нуждается в сохранении экспортной активности страны. На этом фоне нашей стране нужно быть готовой принять любые рыночные условия экспорта зерна, которые будут приемлемыми для европейских стран. Обсуждая рыночные условия, мы можем говорить о минимальной цене, которую примут импортеры и которая не повредит европейским аграриям. Сговорчивость, адаптивность и лояльность к любым условиям – наш ключ к получению разрешения на ввоз зерна, что позволит стимулировать экономическую активность украинских аграриев и пополнять наш бюджет. Другой вопрос, что Украина доставила неудобства аграриям ЄС, что привело к недополучению ими прибыли в 2022 г. Из-за этого мы оказались нежелательными торговыми партнерами в 2023 г. Это может оставить негативный след в памяти бизнесменов и усложнить достижение договоренностей.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, говорит, что лучшее рыночное решение для Украины состоит в том, чтобы снять все запреты на экспорт украинского зерна, но ЕС против. Беда в том, что иногда создается ощущение, что ЕС только на словах “любит” Украину, но не хочет, чтобы она была сильной и богатой. Блокада экспорта украинского зерна еще раз показывает, что ЕС не ждет нас с распростертыми объятиями. Там хотят, чтобы Украина продавала зерно в Азию, а за валюту покупала продукты питания у них. А когда Украина хочет продавать свои продукты в ЕС, они против. Для ЕС – это не вопрос политики, это сугубо экономический вопрос, связанный с желанием увеличить прибыль. Конкурентов никто не любит. Каждый торговый партнер ищет экономическую выгоду для себя и стремится отстаивать свои интересы. Прежде чем будет заключено соглашение о вступлении в ЕС, необходимо четко прописать свои интересы и пытаться их отстоять. Иначе будет как с Венгрией и другими странами Восточной Европы, которые не смогли этого сделать, в результате чего их экономические интересы внутри ЕС ограничены.
О том же задумываются во власти. Так, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль говорит, что в Украине уже формируется переговорная позиция, которая определит сильные стороны, границы компромиссов и то, как вступление в ЕС повлияет на отдельные сектора экономики и государства. Будут сформированы команды переговорщиков с украинской стороны, которые профессионально смогут обсудить детали в разных сферах.
“Это станет основанием для открытия официальных переговоров о вступлении”, – говорит он.
Украина планирует не просто присоединиться к ЕС, а сделать это на выгодных для себя условиях.
Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина говорит, что когда мы начнем переговоры, это будет сложный процесс. Сложным он будет потому, что будет базироваться на отстаивании национальных интересов.
Она отметила, что, когда начнутся переговоры о присоединении, ЕС предложит типичные условия. Однако Украина не должна соглашаться с такими условиями, нам нужно отстаивать свои национальные интересы.
Эксперты считают такую позицию Украины верной.
“Нам нужно будет настаивать на конкурентоспособности нашей страны и отраслевом равноправии. Это те условия, при которых нельзя будет погубить отдельные экономические отрасли и вообще помешать развитию нашей страны. Украине нужно будет отстаивать наши внешние торговые условия, чтобы не получилось как с некоторыми странами членами ЕС, которые из экономически уверенных аграрных стран превратились в бедствующие регионы”, - говорит Орищак.
Украинское зерно обогатило европейцев
Страны, которые отказались от нашего зерна, на нем хорошо заработали.
Именно поэтому Сольский предлагает перед принятием окончательных решений о запрете поставок провести исследования согласно европейским правилам.
“Мы абсолютно готовы к таким исследованиям, и мы просим ЕС действовать по правилам, установленным ЕС”, - подчеркнул он.
По мнению министра страны, отказавшиеся от нашего зерна зря это сделали. Потому что на самом деле они только выигрывали от закупки у нас зерна.
По словам Сольского, пограничные страны, запретившие ввоз украинской сельскохозяйственной продукции, в 2022 г. укрепили свой экспортный потенциал, нарастили внутреннюю переработку и повысили конкурентоспособность животноводческого комплекса за счет импорта из Украины.
В качестве конкретного примера он привел Польшу.
По его словам, Польша увеличила свой экспорт более чем на четверть, достигнув рекордной отметки – 47,5 млрд евро. Производство мяса птицы, в частности, благодаря украинскому зерну, увеличилось на 7,5%.
“Польша вместе с другими странами Восточной Европы, где введены ограничения, импортировала аграрной продукции (сельскохозяйственной и пищевой) из Украины на 7 млрд. евро. Согласно экспертным оценкам, из этого объема примерно 3,5 млрд евро составили зерновые и масличные, которые после перегрузки были экспортированы в другие страны. Если мы посмотрим на экспорт исключительно зерновых и масличных, то 80% доля украинского транзита. В то же время экспорт агропродукции из этих пяти стран вырос на 18 млрд. евро. за 2022 г.”, – говорит Сольский.
Украина теряет деньги
Отказ пяти стран ЕС от некоторых товаров из Украины, а также блокирование РФ зернового коридора приводит к тому, что наша страна недополучает средства в бюджет.
Сольский отметил, что по сравнению с прошлым, в этом году ожидается уменьшение на треть объемов экспорта зерновых и масличных культур из Украины – до 46 млн т в год. Следовательно, Украина сможет экспортировать меньше зерна, чем в прошлом году, на 40%.
В НБУ тоже сделали прогноз относительно потерь Украины. Там говорят, что сложившаяся ситуация ухудшит перспективы экспорта сельскохозяйственной продукции и уменьшает валютные поступления. У регулятора даже подсчитали, сколько именно рискует потерять Украина. Речь идет о 270 млн. долл. в месяц – в случае продолжения запрета на экспорт продовольствия в соседние страны, 290 млн долл. в месяц – в случае блокировки действия “зернового коридора” и 800 млн долл. в месяц – при одновременном действии обоих ограничений с учетом частичной переориентации на альтернативные пути поставок.
В то же время Орищак считает, что оценка недостачи украинского бюджета из-за отсутствия экспортной зерновой активности не будет репрезентативной из-за отсутствия честной статистики в период войны.
Виктория Хаджирадева