Найти юридические основания для того, чтобы отдать Украине российские деньги, заблокированные Западом сложно. Есть ли выход?
Восстановление Украины после окончания войны с Россией обойдется в миллиарды долларов. Запад хочет заставить РФ заплатить за все разрушения, которые она приносит. Однако прямой арест российских государственных активов несет юридические и финансовые риски.
Юридические проблемы
На восстановление Украины нужно, по разным оценкам, от 500 млрд долл. до 1 трлн. Лучший вариант – заставить заплатить Россию. Западные страны после начала полномасштабного российского вторжения в Украину заморозили активы российского Центрального банка за границей более чем на 330 млрд долл. Их можно было бы отдать Украине на восстановление. Однако для этого нужно найти юридическое обоснование, потому что западные страны действуют в правовом поле и хотят все сделать законно, чтобы не было оснований оспорить их решение.
Поскольку основная часть замороженных российских активов – более 217 млрд долл. хранится в ЕС, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала представить “до летних каникул” (в середине августа) законный способ использовать эти российские активы в пользу Украины.
Но ее заявление вызвало беспокойство среди чиновников блока и дипломатов, которые были вовлечены в многомесячные дискуссии по поводу этой идеи и сочли ее сложной. Они считают, что прямой арест российских государственных активов несет значительные юридические и финансовые риски.
Так, канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что будет сложно использовать российские замороженные активы.
“Все очень сложно. Пока никто не знает, что вообще происходит”, – признался Шольц.
По его словам ситуация такова, что нет предложения, которое сейчас было бы зрелым для его принятия на законодательном уровне. С точки зрения того, как можно это сделать.
“Поэтому я считаю, что нужно тщательно изучить очень много различных фактических вызовов и понять, что вообще возможно”, - добавил он.
Европейские чиновники оценили в конфиденциальном отчете, с которым ознакомилась The New York Times, что “нет надежного юридического пути, который позволяет конфисковать замороженные или обездвиженные активы только на том основании, что эти активы подпадают под ограничительные меры ЕС”.
О том же говорят и в агентстве Bloomberg. По их информации рабочая группа ЕС по использованию российских резервов, замороженных санкциями ЕС обсуждает, как собирать информацию и оценивать варианты в соответствии с законодательством ЕС и международным правом.
“Ее члены не видят “никакого надежного правового пути, который позволяет конфисковать замороженные или обездвиженные активы только на том основании, что эти активы находятся под ограничительными мерами ЕС”, - говорится в заключении ЕС, с которыми ознакомилось агентство.
В то же время, еще не все потеряно. В настоящее время ЕС изучает два варианта. Первый предполагает временное использование ликвидных активов Центрального банка России, иными словами, инвестирование активов и направление доходов в Украину. Для его реализации существуют значительные юридические препятствия. Второй - предполагает, что компании с российским капиталом, получающие большую прибыль от инвестирования, обяжут перевести “значительную сумму” ЕС. В документе говорится, что такая модель “не повлияет на финансовую стабильность, сохранит бизнес-модели привлеченных компаний и будет справедливой с точки зрения налогообложения”. Рабочая группа предпочла второй вариант. Поэтому у него есть шанс осуществиться.
Предложения разных стран
Совместных решений по поводу того, как конфисковать российские активы в пользу Украины на Западе пока не существует. Каждое государство пытается по-разному решить этот вопрос на национальном уровне. Уже приняты различные специальные законодательные инструменты, которые позволяют или упрощают эту конфискацию, в США и Канаде, а также обсуждаются ЕС и отдельно Эстонией.
Недавно министр финансов США Джанет Йеллен заявила Конгрессу, что конфискация российских активов, замороженных в США, предположительно потребует изменения американского законодательства.
Интересна идея, выдвинутая Далипом Сингхом, бывшим заместителем советника по национальной безопасности по международной экономике. Она состоит в том, чтобы поместить обездвиженные активы на эскроу-счет, который может быть использован Украиной в качестве залога для новых облигаций, которые она может выпустить. Если Украина сможет успешно оплатить долг – в течение периода от 10 до 30 лет, то Россия потенциально может вернуть свои замороженные активы.
Однако Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра говорит, что требовать от Украины, чтобы она платила долги стране-оккупанту – это цинично и нам не нужно на это соглашаться.
Есть также британская модель. Здесь разработан так называемый “план Клеверли”.
План министра иностранных дел Британии Джеймса Клеверли состоит из трех главных элементов: Британия не будет отменять санкции против России, пока Украина не получит от нее компенсации ущерба, причиненного агрессией; владельцы подсанкционных активов смогут без предварительных условий, в том числе по снятию санкций, передать их для восстановления Украины; Британия будет контролировать целевое расходование средств, передаваемых с этой целью.
Этот план, хоть и выглядит достаточно мощно, содержит несколько ограничений. Во-первых, он касается только частных активов: по государственным активам, которые защищены иммунитетами решения нет.
Во-вторых, механизм “добровольной передачи”, хоть и выглядит интересно, но не содержит никаких гарантий.
В-третьих, намерение Британии осуществлять контроль за использованием средств пока выглядит не до конца понятным, как и то, как он будет коррелироваться с международным компенсационным механизмом, над созданием которого сейчас работает Украина.
Самым ценным в предложенном Джеймсом Клеверли плане является предложение об изменении целей санкций. Вместо простого прекращения агрессии РФ против Украины целью становится полная выплата возмещения.
Украине нужно полагаться на себя
В настоящее время украинские эксперты считают, что Запад не отважится отдать конфискованные российские активы Украине.
Так, Охрименко считает, что это сделать невозможно. Здесь следует прекратить Украине фантазировать. Надо подумать о том, как после нашей победы восстанавливать экономику и рассчитывать в основном на себя. США и ЕС могут на 100 лет заморозить арестованные активы России и, скорее всего, так и сделают. А потом просто забудут об этих деньгах и тогда можно будет снять арест. Но к тому моменту 1 млрд будет стоить столько, сколько сейчас 1 млн, так что средства будут обесценены. Для США и ЕС даже передать Украине проценты, начисленные на арестованные активы, сложно.
У ЕС есть идея заставить РФ добровольно согласиться передать Украине арестованные активы, но это маловероятно, к тому же в этом случае их, скорее всего, придется отдавать.
В свою очередь Алексей Кущ, эксперт аналитического центра “Объединенная Украина” считает, что в этом вопросе наши ожидания могут быть несколько завышены.
“Какие-то символические деньги из активов России будут нам переданы, но основная часть будет заблокирована на очень продолжительный период времени”, - считает эксперт.
По его мнению, Запад использует эти средства, чтобы оказывать влияние на преемника Путина в Кремле.
Эксперт говорит, что никто сотни миллиардов долларов российских активов передавать нам не будет. И если мы в лучшем случае получим 1 – 2 млрд долл. из активов российских олигархов – это будет огромная победа.
Виктория Хаджирадева