Фото: anothercitizenship.com
Последствия нынешних внеочередных парламентских выборов в Словакии пока предсказать очень сложно
Выборы в Словакии стали причиной беспокойства украинцев и поводом для аплодисментов со стороны агрессивной российской власти и пропагандистов. Следует ли нам так волноваться словацкими политическими сдвигами?
Загадка словацкого экзит-пола
30 сентября в Словакии прошли досрочные парламентские выборы, от которых зависело, продолжит ли она поддерживать Украину.
Согласно экзит-полу, побеждала партия Прогрессивная Словакия (Progresivne Slovensko, или PS), которую возглавляет вице-спикер Европарламента Михал Шимечко, набрав 23,5 процента голосов. Партия Курс - социальная демократия бывшего премьер-министра Роберта Фицо (SMER-SD) занимала второе место с 21,9 процента. Третье место, как показал экзит-пол, занимала партия Голос - социальная демократия (Hlas-SD), с более чем 12 процентами поддержки избирателей.
Впрочем, 1 октября стало известно, что больше всего голосов (по результатам обработки более 99% протоколов - 23,29%.) получила вовсе не PS, а пророссийская партия Фицо SMER.
Странным совпадением является то, что в преддверии выборов в Словакии глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил: США будут манипулировать результатами этих выборов. А уже 2 октября Министерство иностранных дел Словакии вызвало... представителя российского посольства, чтобы выразить протест против того, что в ведомстве назвали "недопустимым вмешательством" России в словацкие парламентские выборы. Согласитесь, ситуация похожа на события пошиба "на воре шапка горит"?
Но, почему же SMER-SD - все-таки "пророссийская"? Поскольку ранее Фицо выступал за прекращение военной помощи Украине и пообещал заблокировать стремление Украины вступить в НАТО. В частности, он заявил, что "у народа Словакии есть проблемы посерьезнее Украины", и подчеркнул: если SMER сформирует правительство, он сделает все, чтобы "мир был объявлен как можно быстрее". Более того, во время предвыборной кампании он отметил, что "война в Украине началась в 2014 году, когда украинские фашисты убивали российское гражданское население". И что целью Словакии должна быть поддержание хороших отношений со всеми странами мира, включая Россию, а Запад и США называл разжигателями войны.
Правда, словацкая политическая жизнь потеряла стабильность именно при прошлом правлении Фицо, в 2018 году, когда журналист Ян Куцяк и его невеста Мартина Кушнирова были убиты после расследования уклонения от уплаты налогов, мошенничества и коррупции в высших эшелонах словацкого политикума. Это событие вызвало широкое общественное возмущение и массовые протесты, заставившие тогдашнего премьер-министра Роберта Фицо уйти в отставку.
И в нынешнем политическом кризисе, отмечают аналитики, тоже есть большой "вклад" Фицо. Вообще он трижды уже возглавлял правительство, вместе почти 14 лет подряд. И сейчас - снова у власти: президент Словакии Зузана Чапутова дала ему 14 дней на формирование нового кабинета, подчеркнув, что победитель должен осознавать уровень своей ответственности за страну.
Для этого в парламентской коалиции Фицо может объединиться с Голосом (имеющим 15% голосов избирателей), который отделился от SMER в 2020 году (партию возглавляет Петер Пеллегрини, бывший соратник Фицо), а также с националистической Словацкой национальной партией (партию возглавляет бывший спикер парламента Андрей Данко, она также известна своими пророссийскими симпатиями), получившей 5%.
Начало "орбанизации" Евросоюза?
Последствия нынешних внеочередных парламентских выборов в Словакии пока предсказать очень сложно.
"Вероятно, мы приближаемся к ситуации, когда в Евросоюзе на одного Виктора Орбана будет больше. Это негативная тенденция и для Украины, и для всего свободного мира", - отметил в LB эксперт-международник Станислав Желиховский.
И, по мнению известного украинского журналиста Виталия Портникова, Орбану действительно есть от чего быть оптимистом, потому что "его полка прибыло".
"Впрочем, задача Фицо может не оказаться легкой: Пеллегрини подчеркивает, что его партия будет гарантировать в правительстве неизменность внешнеполитического курса Словакии. Если она не изменит своих приоритетов, правительство Фицо может быть достаточно нестабильным по внешнеполитическим вопросам, - говорит Портников. - Но может быть и так, что бывшие соратники не договорятся между собой за эти две недели. Тогда возникнет возможность создания демократической коалиции, которая действительно продолжит путь реформ, по которому Словакия шла до этого реванша пророссийских сил".
При этом некоторые наблюдатели предупреждают о возможном наступлении на верховенство права в Словакии после выборов. А также говорят, что поставки оружия в Украину могут замедлиться или даже совсем прекратиться. Хотя, кстати, это может и не иметь значительного влияния - поскольку запасы старого советского вооружения, преимущественно передаваемого нам Словакией (советские истребители МиГ-29, ЗРК С-300, вертолеты, бронетехника, оборудование для разминирования), сейчас у нее уже низкие.
Эксперт Украинского института будущего Илия Куса при этом отметил в блоге для Главкома:
"Очень видно, как мы по второму кругу заходим на тот самый неудачный внешнеполитический подход, как после 2014 года, когда значительную часть ставки делаем на необоснованную веру в сохранение политической конъюнктуры и статус-кво на Западе, на которой держится наша финансовая и военная поддержка со стороны ЕС и НАТО. Поэтому на самом деле нам не столько интересны выборы в Словакии, сколько они нас пугают. Ведь если Словакия станет "второй Венгрией", как пишут наши СМИ, то поддержка Украины ослабнет, а значит ослабится и наша обороноспособность".
Однако Куса подчеркивает, что это - ложный подход.
"Я лично не жду никаких фундаментальных сдвигов от результата выборов. Большой вопрос, какой будет новая коалиция, и действительно ли партия Роберта Фицо будет такой уж влиятельной в этой коалиции. Во всяком случае, нам нужно будет научиться жить с новой политической реальностью в Братиславе, и принять то, что с течением войны ситуация в этих странах может и будет меняться, а иногда - не так, как мы хотим”, - полагает он.
Однако Европе "вторая Венгрия", похоже, тоже вряд ли нужна. Маленький штрих: от Словакии после выборов отмежевались сразу две страны. Как пишет Reuters, Чехия и Польша предприняли скоординированные действия по введению проверок на границах, объяснив это необходимостью обуздать потоки нелегальной миграции и деятельность контрабандистов.
Ирина Носальская