Президент США Дональд Трамп пообщался по телефону с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и пообещал работать с ним над завершением "бессмысленной" войны РФ против Украины. Поможет ли это установлению мира?
Гарант безопасности
О намерениях работать вместе с Эрдоганом над завершением войны России против Украины Трамп написал в своей социальной сети Truth Social.
Он также сообщил, что президент Турции планирует визит в США. Возможно, тогда мы и узнаем подробности совместных миротворческих усилий этих двух стран.
А пока что мы можем только предположить, насколько полезным может быть влияние Эрдогана на ситуацию с прекращением войны в Украине.
О намерениях Турции способствовать установлению и сохранению мира говорили не раз.
"В будущем, в гарантиях безопасности, считаю, что Турция может сыграть очень важную роль. И я об этом говорил с Президентом Эрдоганом. Он мне подтвердил, что Турция будет среди гарантов безопасности для Украины. Для меня это важно. У нас хорошие отношения с президентом Эрдоганом, мы его действительно видим как одного из важных игроков в гарантиях безопасности, касающихся части безопасности в Черном море у Турции. Для этого все возможности есть", - отметил президент Владимир Зеленский на брифинге в начале апреля этого года.
Известно также, что Турция не признает временную оккупацию Крымского полуострова Россией и поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины.
В очередной раз об этом заявила пресс-служба МИД Турции по случаю 11-й годовщины проведения Россией незаконного референдума в Крыму.
"В годовщину аннексии Автономной Республики Крым Российской Федерацией путем нелегитимного референдума одиннадцать лет назад сегодня (16 марта) мы повторяем, что Турция не признает ситуацию в Крыму, которая является нарушением международного права, и поддерживает территориальную целостность и суверенитет Украины", - подчеркнуло турецкое внешнеполитическое ведомство.
В министерстве также добавили, что страна продолжит внимательно следить за событиями в Крыму, в том числе в отношении крымских татар, которые являются коренным народом полуострова.
Тюркский мир и искусство дипломатии
О том, почему Эрдоган одновременно хочет вступить в БРИКС и поддерживает возвращение Крыма Украине, размышляет аналитик Юрий Богданов, разместивший пост в своем Telegram-канале.
"Там султан заявил, что Крым нужно вернуть Украине. Что в очередной раз напоминает нам, насколько Турция в целом и Эрдоган как ее руководитель особенно стараются играть на всех шахматных досках одновременно",- написал он и привел пять факторов, которыми руководствуется президент Турции, обещая приложить усилия к установлению мира в Украине.
Во-первых, отметил аналитик, речь идет о тесной связи с тюркским миром. Президент Эрдоган не раз подчеркивал важность защиты крымских татар, которые имеют тюркское происхождение. Турция уже много лет выступает в поддержку этой этнической группы и осуждает нарушение их прав на оккупированном полуострове.
К слову, напомнил он, этот сам фактор влияет и на сложности в отношениях Турции с Китаем - из-за вопроса уйгурского меньшинства. Анкара рассматривает свою поддержку тюркских народов в различных странах как рычаг воздействия, даже если это такие глобальные игроки, как Китай или Россия.
Во-вторых, написал Богданов, Турция твердо стоит на позиции поддержки территориальной целостности государств. Страны, имеющие свои внутренние территориальные проблемы или конфликты с сепаратизмом, обычно поддерживают аналогичную позицию относительно других. Исключения, как в случае с Косово или Северным Кипром, скорее объясняются религиозными соображениями, чем политическими.
Третий фактор, по его мнению, - это Черное море и региональная безопасность. Турция заинтересована в стабильном распределении сил в этом регионе. Российский контроль над Крымом нарушает баланс в ее пользу, что вызывает беспокойство в Анкаре. Турция стремится гарантировать безопасность морских торговых путей и защитить свои стратегические интересы, в том числе и в Мраморном море. В этом контексте возвращение Крыма под контроль Украины выглядит более выгодным для Турции.
Четвертый фактор - это стремление лавировать между Востоком и Западом. Поддерживая позицию Украины по Крыму, Эрдоган посылает сигнал Западу и НАТО о том, что Турция, несмотря на свою особую позицию в альянсе, остается его частью. Таким образом, он подтверждает приверженность международному праву, при этом не поступаясь своими интересами.
Пятый аспект - это стратегическая цель сделать Турцию ключевым геополитическим и логистическим узлом. Именно поэтому Анкара стремится к участию в платформах вроде БРИКС. И хотя эта организация не является полноценным союзом, она представляет собой удобное пространство для дипломатии. Турция использует её для усиления позиций в Африке и Азии, а также для расширения экономических возможностей.
Таким образом, поддержка Украины по вопросу Крыма не противоречит интересам Турции в рамках БРИКС, даже с учетом присутствия там России. Анкара пытается максимально расширить свои дипломатические и экономические горизонты, не разрывая ни один из стратегических каналов.
Богданов подытожил, что это и есть суть турецкой внешней политики - мастерское балансирование между противоречивыми интересами. Поэтому стоит признать, что в этом президент Эрдоган демонстрирует высокое политическое мастерство.
Громкое заявление - пустой жест
Видение того, насколько Турция, присоединившись к США, может быть эффективной в переговорах по достижению мира в Украине, изложил на своей странице в Facebook исполнительный директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
"Идея (привлечение Эрдогана к усилиям США по достижению мира в Украине — ред.) не нова: Турция уже имеет опыт посредничества, в том числе в заключении зерновой сделки 2022 года, а Эрдоган не раз предлагал свои услуги как медиатор, позиционируя Турцию как нейтрального игрока, который поддерживает отношения и с Киевом, и с Москвой", - написал он.
Вместе с тем, он считает, что это просто риторика. Трамп любит громкие заявления, которые привлекают внимание, но часто за ними нет конкретики или реального плана.
Назвать Эрдогана посредником - эффектный ход, который вписывается в его стиль "миротворца", но без четких договоренностей и механизмов это выглядит как попытка показать активность, а не реальный шаг к миру. К тому же, его команда уже показывает противоречивые сигналы: от "быстрого мира" до "это не будет легко". Скорее всего, это игра на публику, чтобы подчеркнуть контраст с предыдущей администрацией.
Эксперт обращает внимание на то, что президент США, называя Эрдогана посредником, не предлагает ничего, что могло бы заинтересовать Турцию или компенсировать её усилия в посредничестве, особенно когда Анкара уже перегружена ближневосточными проблемами.
А без конкретных стимулов - например, поддержки в сирийском вопросе, завершении войны в Газе или экономических бонусов - Эрдоган вряд ли бросит все ресурсы на украинско-российский трек.
Кроме того, Трамп не упомянул, как решить конфликты интересов Турции с Россией (например, в Сирии или Ливии), что делает его заявление еще более абстрактным.
"Таким образом, заявление выглядит как пустой жест, поскольку не учитывает реальных приоритетов Турции", - резюмирует Семиволос.
Галина Гирак