Много лет подряд на мировом рынке калийных удобрений существовало два картеля - БКК и PotashCorp. Летом этого года Баумгертнер нарушил статус-кво, выйдя из состава БКК, что обрушило цены на калий, стоимость акций производителей и вызвало ярость белорусского президента Александра Лукашенко. В августе этого года Баумгертнер прибыл в Минск на переговоры с премьер-министром страны, где его и арестовали.
Надежда на мирный исход конфликта разделила калийную отрасль на "быков" и "медведей". Всех волнуют два главных вопроса: воссоединятся ли "Беларуськалий" и "Уралкалий" и если да, то приведет ли это к возврату стратегии "цена важнее объемов", которой российская компания придерживалась вплоть до лета этого года, говорится в статье.
Примирение стало возможно после того, как на прошлой неделе Сулейман Керимов продал 22% акций "Уралкалия" Михаилу Прохорову. Ожидается, что партнеры Керимова Филарет Гальчев и Анатолий Скуров также продадут свои доли, предположительно Дмитрию Мазепину, владельцу "Уралхима" со связями в белорусском правительстве. Ходят слухи о возможности создания новой трейдинговой компании со штаб-квартирой в Швейцарии.
Аналитики утверждают, что отказ от производства на максимальных мощностях может привести к повышению цен на удобрения, что выгодно всем производителям, в том числе и конкурентам "Уралкалия". "Медведи" же, в свою очередь, замечают, что, с учетом вялого спроса со стороны ключевых клиентов и желания "Уралкалия" вернуть себе долю на рынке, российской группе не стоит урезать объемы в погоне за высокими ценами.
Мировые цены на удобрения, скорее всего, не слишком сейчас заботят ожидающего своей участи в московском СИЗО Баумгертнера. Впрочем, хотя в "Уралкалии" и надеются, что он будет выпущен на свободу, источники, знакомые с ситуацией, не уверены, что он сможет вернуться на свой пост.
"Калийная сага, возможно, и движется к завершению, но наблюдателям придется подождать развязки еще немного, - заключает Теразоно. - Как писал в "Войне и мире" Толстой, "нет сильнее тех двух воинов, терпение и время".
Источник: Financial Times