Телефон в немецко-иранской торговой палате не прекращает звонить с тех пор, как шесть мировых держав заключили с Тегераном соглашение об ограничении ядерной программы, открыв для Ирана возможность выйти из экономической изоляции, пишет Reuters.
Стратегически удобно расположенная страна с огромными запасами нефти и газа, ее потребность в обновлении устаревшей инфраструктуры и молодое население, насчитывающее 76 миллионов человек, особенно интересуют Германию, некогда крупнейшего торгового партнера Ирана.
"Мы разговариваем с компаниями, заинтересованными в бизнесе с Ираном, целый день", - сказал Мишель Токусс, директор торговой палаты.
На практике, они, вероятно, не будут спешить. Предварительное соглашение, заключенное в Женеве в воскресенье и смягчающее санкции в отношении Ирана, может пойти прахом после 10 лет недоверия и вражды, ведя к еще более серьезным санкциям, которые могут потопить поспешные инвестиции.
Соглашение включает в себя допуск к торговле золотом и драгоценными металлами, которая может достичь $1,5 миллиарда, приостановку ряда санкций в отношении автомобильного сектора и экспорта продукции нефтехимической отрасли, а также дает Ирану возможность отправлять и получать платежи в рамках торговли социально-значимыми товарами, в том числе лекарствами и медицинскими приборами.
Администрация США, на которую давят конгрессмены, скептические настроенные по отношению к соглашению, и непримиримый Израиль отвергли мысль о том, что Иран может стать доходным предприятием.
"Мы не ожидаем, что, на основании шестимесячного соглашения, бизнес поспешит в Иран... и бы будем настойчиво, настойчиво добиваться соблюдения санкций, которые продолжат действовать", - сказал представитель администрации США перед переговорами.
Но он признал: "нет сомнений, что какие-то компании вернутся в Иран".
Токусс сказал, что присутствует "интерес не только из Германии. Американские компании также заинтересованы, особенно, в таких сферах, как медицинское оборудование... Один из наиболее важных аспектов соглашения - финансовый канал, который оно создает".
Он также указал в числе компаний, которые могут извлечь из соглашения выгоду, поставщиков автомобильных запчастей, производителей машинного оборудования и поставщиков материалов для создания инфраструктуры.
Хотя социально-значимые товары, такие, как медицинские препараты, не были охвачены санкциями, на практике их поставки были прерваны, поскольку банки и компании остерегались заниматься бизнесом с Тегераном. Теперь ситуация может измениться, в том числе, в страну могут начать поступать лекарства с Запада.
Ричард Бергстром, генеральный директор Европейской федерации фармацевтических предприятий и ассоциаций, сказал, что контроль за потоками капитала косвенно повлиял на нехватку лекарств в Иране.
"Я думаю, смягчение ограничений - это хорошо для иранских пациентов", - сказал он.
Ведущая фармацевтическая компания Турции Abdi Ibrahim подтвердила, что возможность возобновить платежи через турецкий банк будет позитивным толчком для компаний.
"Наша компания анализирует иранский рынок некоторое время, но в результате последних событий мы ускорим процесс, - сказал председатель Незих Барут. - Мы рассчитываем начать производство не ранее конца 2014 года, возможно к 2015 году".
Крупнейшие компании Германии немногословны. Производитель грузовиков и оборудования MAN сообщил, что не имеет дел с Ираном и не собирается ничего менять. Конгломерат Siemens сообщил, что выполнит существующие контракты, но не будет создавать новый бизнес.
Представитель конгломерата Robert Bosch, крупного поставщика для автомобильной индустрии, признала, что, если бы благоприятная политическая и юридическая обстановка сохранилась, это дало бы хорошие возможности, учитывая расположение Ирана, многочисленное население и приличный уровень образования.
Она сказала, что у Bosch нет заводов в Иране, а офис в Тегеране был закрыт в 2010 году, но компания внимательно следит за ситуацией и изучает перспективы возможного развития бизнеса в стране.
Deutsche Bank считает что еще слишком рано об этом говорить.
"Пока нет фундаментального чувства, что мы можем заключать новые деловые соглашения в полном масштабе", - сказал сопрезидент компании Йорген Фицхен, добавив, что когда торговля ускорится, межграничные трансакции потребуют участия банков.
Турецкие банки уже получают "зеленый свет" от своего правительства.
"Из-за давления, оказываемого США, частные банки не могли проводить (иранские) трансакции. Теперь, когда это препятствие убрано, не только Halkbank, но и другие банки смогут проводить платежи", - сказал репортерам министр экономики Турции Зафер Каглаян.
Оживляя связи
Другие европейские компании наблюдают с интересом.
"С практической точки зрения, если эти санкции против Ирана будут смягчены, это может означать позитивные возможности для Volvo Group", - сказала представитель шведского производителя грузовиков. - Это очевидно".
Французский производитель строительных материалов Saint-Gobain более осторожен.
На вопрос, открывает ли соглашение с Тегераном новые возможности, сопрезидент Пьер-Андре Шалендар ответил: "В свое время - я очень надеюсь. Но об этом еще немного рано говорить".
В то время, как некоторые компании ищут новых благоприятных возможностей, у южноафриканского оператора мобильной связи MTN Group есть проблема, которую он надеется разрешить: около $450 миллионов его средств заблокированы в иранском подразделении из-за санкций.
Подобным образом полная отмена санкций позволит австрийской энергетической компании OMV возродить крупную сделку 2007 года с Ираном о разведке и добыче газа, которую пришлось заморозить из-за политического давления.
Эта сделка предусматривала, что OMV и Национальная иранская нефтяная компания будут совместно производить сжиженный природный газ на крупнейшем мировом газовом месторождении South Pars, а также, что OMV будет покупать газ у Ирана для Европы. Представитель OMV сказал, что компания "исследует ситуацию. Диалог всегда будет приветствоваться. Но еще слишком рано делать выводы".
South Pars - крупный магнит для нефтегазовых европейских компаний, работавших в Иране до введения санкций. Министр нефтяной промышленности Ирана Бижан Зангане сказал, что начал переговоры с потенциальными инвесторами.
Французская компания Vallourec, производящая бесшовные трубы, используемые в бурении, сообщила, что если зарубежные компании вернутся, "мы без сомнения будем там, чтобы работать с ними".
Выжидательная тактика
Токусс сказал, что немецкие компании столкнулись с возможной конкуренцией США и предупредил, что санкции Евросоюза, может быть сложнее отменить, чем запреты США, что позволит американцам действовать быстрее.
Если все санкции будут сняты, Иран может обеспечить Германии экспорт на сумму 5 миллиардов евро в года. В 2008 году, до начала действия санкций, экспорт достиг почти 4 миллиардов. В прошлом году Иран купил немецких товаров всего на 2,5 миллиарда евро.
Омид Нурипур, немецко-иранский законодатель, советует проводить осторожную подготовку и сохранять терпение. "Я бы сказал немецким компаниям - это захватывающее время; идите в Иран, смотрите, а затем ждите... Нам нужно посмотреть, что произойдет в следующие шесть месяцев".