Так, в иске содержится требование компенсировать 4,6 млрд грн убытков, которые монополия понесла из-за вынужденных поставок газа населению.
Источник в Минэнергетики и угольной промышленности сообщил, что Нафтогаз 5 ноября подал в Хозяйственный суд Киева иск к НКРЭ. По словам источника из министерства, в 2010 году Нафтогазу пришлось продавать украинцам газ не собственной добычи, а импортируемый из РФ. "По причине рекордного объема потребления газа населением нам не хватило для него газа украинской добычи, и мы продали около 5 млрд кубометров импортного газа", - отметил собеседник в Минэнерго. По его словам, монополия тогда закупала газ по $340 за тысячу кубометров, а реализовала населению по $92 за тысячу кубометров.
Таким образом, госмонополоия получила значительные убытки. Тем не менее, в налоговой их не признали - и начислили Нафтогазу дополнительные налоги и штрафы на сумму 4,6 млрд грн. "По сути, мы получили штраф за то, что продавали газ населению по заниженному тарифу, который устанавливает Нацкомиссия", - подчеркивает источник в Минэнерго. Подобную информацию подтвердил и источник в Нафтогазе.
В свою очередь, в пресс-службах Минэнерго, налоговой, Нафтогаза и НКРЭ отказались давать комментарии по поводу иска. В Хозсуде Киева подтвердили факт подачи иска, однако отказались показать его копию.
Стоит отметить, что газ, который добывается госкомпаниями в Украине, поставляется населению по заниженным ценам. Так, украинцы потребляют 22,5-23 млрд кубометров газа в год, тем не менее, в 2010 году госмонополия уменьшила его добычу на 4,91%, до 18,4 млрд кубометров.
Тогда ожидалось, что еще 2,5 млрд кубометров газа поставит Укрнафта, 50% + 1 акция которой находятся в собственности государства, 42% подконтрольны группе Приват, а оставшиеся находятся в свободном обращении. Однако Укрнафта благодаря суду получила права реализовать этот газ по $276 за тысячу кубометров близкому к группе Приват производителю удобрений Днепроазот.
Партнер юридической компании Правовые партнеры Андрей Доманский убежден, что шансы Нафтогаза получить от Нацкомиссии компенсацию убытков ничтожны. "НКРЭ имеет полное право устанавливать тарифы на газ, и, согласно закону О естественных монополиях, участники рынка не могут оспаривать ее действия в суде, - подчеркивает управляющий партнер Astapov Lawyers Андрей Астапов. - Гораздо более эффективным был бы иск к ГНС, поскольку ее решение действительно весьма сомнительно и может быть легко оспорено в суде".
Однако, источник
Ъ в Нафтогазе сообщил, что целью обращения в суд является не столько возмещение потерь, сколько попытка привлечь внимание на низкие тарифы на газ для населения. "От нас требуют развития добычи, в которое тот же Черноморнефтегаз инвестирует сотни миллионов долларов, но в то же время заставляют нас продавать этот газ населению по ценам, даже не покрывающим себестоимость этой добычи", - сетует источник в компании.
Так, госмонополия в ноябре провела конкурсы по покупке двух полупогрузочных плавучих морских буровых установок с ориентировочной ценой $1,4 млрд. В минувшем году компания уже приобрела буровые платформы Петр Годованец и Независимость, которые дают возможность разрабатывать мелководные участки шельфа Черного и Азовского морей (до 120 м), которые являются наиболее исследованными. Черноморнефтегаз сможет за счет появления буровых установок уже к 2015 году увеличить добычу газа до 3 млрд кубометров. Тем не менее, при нынешних ценах на газ рентабельность буровых платформ под сомнением.
Директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич не исключает, что ГНС и в будущем будет будет недовольна Нафтогазом в случае продажи им импортного топлива населению. "Решить эту проблему можно только за счет реформы газового рынка, о которой много разговоров, но пока мало конкретных действий", - считает эксперт.
Член профильного комитета ВР Сергей Пашинский подчеркивает, что фактически Украина не выполняет взятые на себя перед Энергосообществом обязательства по реформам рынка природного газа. "Закон О функционировании рынка природного газа был принят еще в 2010 году, однако фактически Нафтогаз до сих пор не разделен на части, и на рынке нет подлинной конкуренции, - отмечает Пашинский.- Когда нет подвижек в реализации реформ со стороны самой монополии, требовать перехода на рыночные цены бессмысленно. Похоже, всех устраивает нынешнее положение вещей, когда у нас один поставщик, транспортер и добытчик, контролирующий 90% рынка, но продающий газ себе в убыток".