Первый год российского членства в ВТО разочаровал партнеров в Евросоюзе. Бизнесмены и политики раздражены изобретальностью Москвы, а эксперты надеются на долгосрочный эффект.
Праздновать явно нечего. Спустя год после официального вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) 22 августа 2012 года Россия так до сих пор и не может понять, пошел ли ей этот шаг на пользу или во вред. Что же касается ее торговых партнеров в Евросоюзе, то у них разочарование буквально на лице написано.
Утилизациоонный сбор привел к первому иску
"Россия делает прямо противоположное тому, что вообще-то должна была бы делать", - заявил еще год назад еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт. Поводом для столь резкого высказывания стал утилизационный сбор на автомобили, введенный РФ 1 сентября 2012 года - буквально через несколько дней после того, как она стала полноправным членом ВТО. Москва к предупреждениям не прислушалась, и в начале июля 2013 года ЕС пришлось от слов перейти к делу: Брюссель подал первый в рамках ВТО иск к России.
Правила организации предусматривают 60-дневный срок, в течение которого сторонам предлагается договориться в ходе консультаций. Если до начала сентября урегулировать конфликт на дипломатическом уровне не удастся, он будет передан на рассмотрение арбитражной комиссии. На последующие процедуры могут уйти многие месяцы. Занятая Россией позиция считается весьма уязвимой.
И сам утилизационный сбор, и его абсолютно несоразмерные с точки зрения ЕС ставки - яркий пример той изобретательности, которую Москва проявляет после того, как своей подписью обязалась следовать правилам ВТО. Сбор направлен, прежде всего, против иномарок и фактически служит той же цели, что и импортные пошлины на автомобили, которые России из-за вступления в эту организацию пришлось снизить: он призван ограничить доступ на внутренний рынок зарубежной продукции.
Список конфликтов расширяется
"Такие действия противоречат членству в ВТО", - подчеркивает Райнер Линднер (Rainer Lindner), исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики - влиятельной организации, представляющей интересы фирм, работающих в России и на других восточноевропейских рынках.
Аналогичной точки зрения придерживается и известный специалист в вопросах свободной торговли и протекционизма, профессор университета швейцарского города Санкт-Галлена Саймон Эвенетт (Simon Evenett): "Другие члены ВТО ожидают от России соблюдения правил этой организации. России следовало бы серьезно отнестись к этому, иначе будет еще много других исков".
Действительно, за первый год членства в ВТО Россия провоцировала своих зарубежных партнеров не только утилизационным сбором на импортируемые автомобили. Из-за изменения гигиенических требований был введен запрет на импорт охлажденного и замороженного мяса из Европы, США и Канады. В результате уже в первом квартале 2013 года поставки свинины из Германии в Россию сократились на треть.
Таможенный транзит: что будет после 14 сентября?
Тем временем назревает еще один конфликт, связанный с решением Федеральной таможенной службы России (ФТС) изменить условия международных грузовых автоперевозок. Речь идет, используя терминологию специалистов, о "помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП".
Изменение этой процедуры может привести к тому, что транспортным компаниям придется предоставлять таможне дополнительные финансовые гарантии и даже оплачивать таможенное сопровождение грузов, что обернется для них ростом издержек и бюрократической волокитой. К тому же весьма велика опасность, что у границ России вновь вырастут гигантские очереди грузовиков, как это уже случалось в 2008 году, когда были изменены правила досмотра автотранспорта.
Первоначально ФТС намеревалась ввести новый режим таможенного транзита уже с 14 августа 2013 года, что невольно стало бы весьма оригинальным "подарком" бизнесу к первой годовщине членства России в ВТО. Однако 8 августа было объявлено о переносе введения намеченных мер на месяц - на 14 сентября. Руководство ФТС заявляет, что надеется к этому времени договориться с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
Получается, что членство России в ВТО за год не принесло ни ей, ни ее торговым партнерам ничего, кроме новых конфликтов? Западные эксперты призывают не спешить с выводами. Положительные последствия этого исторического шага, уверяют они, реально начнут сказываться через 3-5 лет.
Немецкий экспорт в Россию: замедление роста
"Членство в ВТО пойдет на пользу России, поскольку ей придется внедрить в свои законы и инструкции такие принципы этой организации, как честная конкуренция, неприятие дискриминации и прозрачность", - считает профессор Саймон Эвенетт. А российская промышленность, уверяет он, в новых условиях волей-неволей станет более конкурентоспособной.
Для технического перевооружения российской промышленности нужны новейшие станки и оборудование. Одним из их главных поставщиков в Россию является Германия. Благодаря снятию таможенных барьеров в международной торговле такая продукция станет более доступной для российских предприятий.
"Претворение в жизнь всех мер по снижению таможенных тарифов, оговоренных в рамках договоренностей о вступлении России в ВТО, позволит одному лишь немецкому бизнесу снизить свои издержки примерно на один миллиард евро. Но произойдет это, естественно, лишь в том случае, если Россия не заменит таможенные ставки какими-то другими протекционистскими мерами", - подчеркивает исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Райнер Линднер.
Пока же темпы роста немецкого экспорта в Россию не растут, а падают. По итогам первых пяти месяцев нынешнего года поставки в денежном выражении увеличились всего лишь на 1,3 процента. Так что ни к какому наплыву немецких товаров на российский рынок членство в ВТО уж точно не привело.
Источник: Русская служба Deutsche Welle