Сингапур, один из азиатских тигров, впервые за полвека меняет экономический курс. Страна — рай для иностранного бизнеса поворачивается лицом к собственным гражданам и наращивает социальные расходы, пишет Инна Прядко в №35 журнала от 6 сентября 2013 года.
Сингапурское колесо обозрения Singapore Flyer - самое высокое в мире. С высоты 165 м, на которую поднимаются кабинки, отлично виден весь этот удивительный город-государство с его небоскребами, выросшими здесь за последние десятилетия экономического взлета.
А 9 августа, когда страна отмечала 48-ю годовщину независимости, колесо обозрения было одним из лучших мест, чтобы увидеть все праздничные торжества. Впрочем, вовсе не традиционный парад, не концерты и не фейерверки оказались кульминацией этого дня.
Премьер-министр Ли Сянь Лун обратился к нации, анонсировав самые серьезные изменения за почти полувековую историю независимого Сингапура. Среди грядущих перемен - курс на усиление внимания к уровню жизни самих сингапурцев в противовес былой ориентации на привлечение иностранного капитала. Масштабные реформы - а с ними и расходы - ждут прежде всего социальную сферу, в том числе медицину и образование.
"Сегодня мы должны совершить стратегический сдвиг в нашем подходе к развитию нации, - подчеркнул Ли Сянь Лун. - Мы совершили рывок из третьего мира в первый, но нам необходимо задуматься о том, куда мы движемся в долгосрочной перспективе".
Изменения действительно назрели, в один голос уверяют местные экономисты и рядовые сингапурцы, с которыми удалось пообщаться Корреспонденту. И их главная причина не столько внешние, сколько внутренние вызовы, с которыми столкнулась страна на нынешнем этапе своего развития.
Среди главных проблем - растущая кривая социального расслоения, несоизмеримая с заработками стоимость жизни, слишком высокая зависимость экономики от зарубежных инвесторов и их настроений, а также трудности, связанные со стремительным развитием города-государства, - от перегрузки инфраструктуры до роста конкуренции сингапурцев и иностранцев на рынке труда.
"Хотя все мы согласны, что превращение Сингапура в часть глобального рынка пошло на пользу стране, на микроуровне многие граждане чувствуют, что не получают от этого достаточно преимуществ", - указывает на корень проблем Чу Сун Бень, профессор экономики Наньянского технологического университета (Сингапур).
Именно поэтому для страны жизненно необходим стратегический переход к новой экономической модели, которая усилит социальную защиту, вторит профессору Ману Бхаскаран, вице-президент Экономического общества Сингапура и директор консалтинговой компании Centennial Group International.
Человеческий фактор
37-летний сингапурец Келвин Энг, специалист по финансовому планированию и отец троих детей, сравнивает родную страну на пороге 50-летия независимости с девочкой-подростком, пытающейся разобраться в самой себе.
"Должны ли мы пожертвовать экономическим ростом в обмен на более пригодный для жизни Сингапур?" - озвучивает Энг ключевой вопрос, беспокоящий как большинство его соотечественников, так и власти государства.
На первый взгляд, эти треволнения кажутся надуманными, ведь заподозрить Сингапур в непригодности для жизни крайне сложно. Последнее десятилетие страна демонстрирует уверенный экономический рост - в среднем на 5,8% ВВП ежегодно. Таким цифрам могут позавидовать и локомотив европейской экономики Германия (1,2% в среднем за то же время), и могущественные США (1,7%).
Семь лет подряд Сингапур возглавляет рейтинг Всемирного банка по легкости ведения бизнеса, что привлекает сюда мировые финансовые потоки. Так, по данным консалтинговой компании Boston Consulting Group, в 2010 году страна занимала пятое место в мире по объему сосредоточенных в ней активов, управляемых институциональными инвесторами (вслед за США, Люксембургом, Францией и Австралией). А по версии влиятельного британского журнала The Economist, город входит в десятку лучших для того, чтобы родиться здесь.
Однако сингапурцы отмечают, что их благоденствие не поспевает за достижениями страны. К примеру, одной из самых острых проблем последних лет стал рост стоимости жизни.
29-летняя Жаклин Сиа, специалист в области коммуникаций, признает, что больше других ее тревожит квартирный вопрос: возможность приобретения собственного жилья она называет призрачной.
Помимо растущей конкуренции за рабочие места, стремительное развитие микрогосударства и приток тысяч людей из-за рубежа сделали его попросту тесным.
Даже современной инфраструктуре города, чье население с 1990 года выросло в 1,7 раза, до 5,3 млн человек, все тяжелее справляться с обилием людей
Если в 1980-х годах стоимость средней трехкомнатной квартиры вдвое превышала годовой доход среднего домохозяйства, то сейчас она почти впятеро выше, приводит пример Чу Сун Бень. По словам профессора, из-за стремления правительства удержать профицит бюджета в Синагпуре давно не повышают зарплаты ни высокопрофессиональным кадрам, ни работникам с квалификацией пониже.
В итоге растет социальное расслоение: коэффициент Джини, демонстрирующий разницу между идеальным и фактическим распределением доходов населения, за 13 лет увеличился с 0,442 до 0,478. По данному показателю неравенства Сингапур занимает 26-е место в мире и второе среди развитых государств вслед за Гонконгом.
На этом фоне, признаются сингапурцы, в обществе растет напряженность по отношению к иностранцам, хлынувшим в страну вместе с зарубежным бизнесом: с 1970 года доля местных жителей в численности населения сократилась с 90% до 62%.
Университеты полны зарубежных профессоров, а два из них даже возглавляют иностранцы, рассказывает профессор Джон Вонг из Сингапурского национального университета.
"Многие граждане недовольны тем, что рабочие места в управленческом, инженерном, техническом секторах занимают в основном иностранцы", - делится Мелвин Ли, писатель и блогер, живущий в Сингапуре с рождения.
Помимо растущей конкуренции за рабочие места, стремительное развитие микрогосударства и приток тысяч людей из-за рубежа сделали его попросту тесным. Даже современной инфраструктуре города, чье население с 1990 года выросло в 1,7 раза, до 5,3 млн человек, все тяжелее справляться с обилием людей. Ли рассказывает, что за последнее время заметно участились случаи сбоев и поломок в метро - главном общественном транспорте Сингапура.
"Временами поезда и автобусы переполнены настолько, что в них трудно сесть и приходится долго ждать следующего", - описывает Ли реалии.
Приблизительно то же рассказывает о своем чудо-острове почти каждый местный житель. Согласно данным опроса, обнародованным год назад американским Институтом Гэллапа, жители Сингапура вошли в десятку наиболее пессимистичных наций мира. 26% его граждан считают, что их жизнь в ближайшие пять лет станет хуже, чем сегодня, что обеспечило государству восьмое место в списке, возглавляемом кризисной Грецией.
Тем временем на фоне притока иностранцев сингапурских демографов все больше беспокоит крайне низкая рождаемость в стране - в среднем 1,3 ребенка на семью, что является одним из наихудших показателей в Азии, подчеркивает Вонг, ранее консультировавший сингапурское правительство. Одной из причин проблемы эксперт называет изменение модели семьи под влиянием западных ценностей.
"Образованные мужчины и женщины - а большинство молодого поколения сингапурцев имеет высшее образование - предпочитают откладывать женитьбу, - поясняет Вонг. - По сути, большинство образованных женщин [в Сингапуре] остаются незамужними".
Равным образом
Сингапур практически исчерпал возможности того пути развития, которым шел до сих пор, убеждены экономисты. Модель интенсивного экономического роста за счет привлечения капитала, технологий и рабочей силы извне, а также тщательной экономии национальных расходов была идеальной для выведения страны на новый уровень. Однако теперь она требует пересмотра, считает Линда Лим, профессор Школы бизнеса им. Стивена Росса при Мичиганском университете (США), чья специализация - экономика Сингапура и Юго-Восточной Азии.
Лим поясняет, что территория, население и объем домашнего рынка страны слишком малы, в то время как национальное предпринимательство остается недоразвитым из-за мощной поддержки государством зарубежного бизнеса.
"Я думаю, что решение - в разработке новой стратегии, подходящей для продвинутой высокодоходной и медленно растущей экономики, где целью роста является не увеличение ВВП само по себе, но максимальное благосостояние сингапурцев", - подчеркивает профессор.
Территория, население и объем домашнего рынка страны слишком малы, в то время как национальное предпринимательство остается недоразвитым из-за мощной
поддержки государством зарубежного бизнеса
В этом направлении уже намечены конкретные шаги. Одной из самых заметных реформ станет увеличение субсидий на приобретение квартир: государство увеличит эти траты в полтора раза, с $ 290 млн до $ 440 млн в год. Причем если раньше на такие льготы могли рассчитывать семьи, зарабатывающие не более $ 2,25 тыс., то теперь планку поднимут до $ 6,5 тыс. ежемесячно, что облегчит жизнь сингапурцам со средним доходом.
Кроме того, правительство попытается решить проблему стремительного старения населения, сделав пожизненной и обязательной для всех граждан платную медстраховку MediShield.
Существенная часть реформ связана с расширением образовательных возможностей, ведь именно образование давно стало основой благосостояния в местном обществе. К примеру, уже с 2014 года введенная 20 лет назад система Edusave, обеспечивающая школьников госдотациями, покроет всех детей от семи до 16 лет, хотя до сих пор ею пользовались лишь учащиеся национальных школ. Теперь Edusave охватит на 20 тыс. детей больше, включая студентов медресе, а также тех, кто учится за границей или в домашних условиях.
Сегодня Сингапур занимает неприемлемое для развитых стран 149-е место в мировом
рейтинге свободы слова, составленном организацией Репортеры без границ
А финансист Энг, отец двух школьников младших классов и одной дошкольницы, рад будущему упрощению системы выпускных экзаменов после начальной школы. По его словам, до сих пор 12-летние дети подвергались небывалому стрессу, ведь балл за этот экзамен учитывался вплоть до последнего знака и определял уровень школы, где ребенок может продолжить обучение. Теперь же выбор станет более свободным, надеется Энг.
Еще одно поле для неминуемых изменений называют эксперты - это свобода слова и права человека. Ведь до сих пор, напоминает Вонг, подобно Тайваню и Южной Корее, страна развивалась по традиционному восточноазиатскому сценарию - сначала экономическое развитие, а затем демократизация.
Сегодня Сингапур занимает неприемлемое для развитых стран 149-е место в мировом рейтинге свободы слова, составленном организацией Репортеры без границ. А правозащитная организация Human Rights Watch в своем последнем ежегодном отчете отметила, что в 2012-м правительство Сингапура "продолжало резко ограничивать основные права на свободу слова и мирные собрания".
Учитывая все грядущие перемены, эксперты обрисовывают будущее лицо Сингапура: из стремительного азиатского тигра он может превратиться в азиатский вариант скандинавских стран, где царит знаменитый "социализм с человеческим лицом".
"Сегодня компромисс совершенно ясен: снижение экономического роста ради улучшения распределения доходов при увеличении социальных расходов, - подчеркивает Вонг. - Это неизбежно".
***
Этот материал опубликован в №35 журнала Корреспондент от 6 сентября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.