Канада, принимающая более четверти миллиона мигрантов в год, сделала их серьезным подспорьем для национальной экономики. Все дело в тонком механизме отбора и адаптации лучших приезжих профессионалов, - пишет Инна Прядко в № 44 журнала Корреспондент от 15 ноября 2013 года.
На сайте ratemyprofessors.com, крупнейшем мировом портале отзывов студентов англоязычных стран о своих преподавателях, без труда можно найти характеристики 25-летнего украинца Алексея Клурмана. До недавних пор он читал лекции на математическом факультете Манитобского университета в канадском Виннипеге.
“Лучший преподаватель, которого я только встречал!”, “Его объяснения кристально ясны и превращают изучение предмета в удовольствие”, “Похож на [знаменитого хоккеиста] Александра Овечкина, а учит так, как тот играет”. Сплошь положительные отзывы обеспечили Клурману первое место среди коллег по факультету в этом неформальном рейтинге студенческого доверия.
Уроженец Львова, а сейчас - аспирант Монреальского университета, Клурман уехал в Канаду в 2009 году, сразу после окончания магистратуры Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, так как возможностей заниматься наукой в Украине не видел. О принятом решении Клурман не жалеет: в Канаде он не только получил шанс посещать международные конференции, но и оказался в среде научной элиты.
“За последние два месяца сюда приезжали практически все первоклассные специалисты в моей отрасли”, - рассказывает украинец Корреспонденту о Центре математических исследований при Монреальском университете, куда он недавно переехал из Виннипега.
Так же как Клурман, за профессиональной реализацией в Канаду стремятся сотни тысяч квалифицированных специалистов со всего мира - они и составляют большую часть иммигрантов в этом государстве.
Внушительный ежегодный приток мигрантов остается неизменным с середины 2000-х, уступает лишь наплыву иностранцев в начале ХХ века - тогда в Канаду приезжали 300-400 тыс. человек каждый год - и является экономической стратегией, поддерживаемой правительством.
Согласно плану, обнародованному в октябре канадским министерством гражданства и иммиграции, в 2014 году страна примет до 260 тыс. приезжих, предоставив им статус постоянных резидентов. Около 65% квоты приходится на так называемых экономических мигрантов - профессионалов в различных отраслях и членов их семейств, остальную часть составляют беженцы и участники программы воссоединения семей.
Внушительный ежегодный приток мигрантов остается неизменным с середины 2000-х, уступает лишь наплыву иностранцев в начале ХХ века - тогда в Канаду приезжали 300-400 тыс. человек каждый год - и является экономической стратегией, поддерживаемой правительством. Она себя оправдывает: с 2010 года, первого после мировой рецессии, рост ВВП Канады ежегодно опережает усредненный показатель стран Большой семерки, составляя в среднем 2,2% в год.
Одна из главных проблем, которую страна пытается решать при помощи приезжих, - дефицит специалистов на рынке труда, поясняет Морли Гундерсон, профессор экономического факультета Торонтского университета. В прошлом году в Канаде было создано 312 тыс. рабочих мест, в частности в образовании, финансовой сфере, строительстве, производстве, здравоохранении.
За кленовым листом
Немка Кристина Вашко и ее супруг-американец вместе с тремя детьми переехали в Канаду почти два года назад. Новую родину семейство обрело по канадской программе иммиграции предпринимателей, основные требования к участникам которой - опыт в руководстве прибыльной компанией, наличие средств для открытия бизнеса в Канаде или же создание как минимум одного рабочего места для канадца или постоянного резидента страны. Супруг Вашко, являясь бизнес-тренером, основал компанию по поддержке продаж в сфере телемаркетинга, взяв обязательство достичь годовой прибыли на уровне $ 25 тыс.
“На это у нас есть три года”, - рассказывает Вашко.
Масштабные долгосрочные усилия по привлечению наиболее квалифицированных мигрантов - главное отличие канадской миграционной политики от других стран, отмечает Джеффри Райц, профессор социологии Торонтского университета.
Эксперт называет две объективные причины, которые с давних пор помогают Канаде контролировать приток мигрантов и отбирать лучшие умы и руки. Во-первых, Страна кленового листа географически изолирована от более бедных государств, часто служащих основным источником нежелательного потока приезжих, как в случае со США и их соседом, Мексикой.
Во-вторых, в отличие от таких государств, как Великобритания, Франция, Испания или Нидерланды, Канада никогда не была магнитом для своих бывших колоний, поскольку сама исторически является колонией. Из-за этих обстоятельств Канада смогла использовать миграцию как инструмент для построения государства и экономического развития, подчеркивает Райц.
Канадские власти немало постарались, чтобы отточить этот инструмент. Так, главной точкой отсчета для большинства желающих осесть в североамериканской стране остается система оценки потенциального иммигранта, напоминает профессор Жиль Гренье, специалист по экономике труда из Оттавского университета. Она позволяет претендовать на переезд в Канаду лишь тем, кто наберет более 67 баллов по 100-балльной шкале.
Главной точкой отсчета для большинства желающих осесть в североамериканской стране остается система оценки потенциального иммигранта
Наибольший вес имеет владение государственными языками Канады, английским и французским, отличное знание которых в сумме может дать до 28 баллов. Немалую роль играет и образование (до 25 баллов при наличии степени кандидата наук и лишь пять - для обладателей свидетельства о среднем образовании). Еще 12 баллов принесет принадлежность к самой работоспособной возрастной группе, 18-35 лет, до 15 баллов даст опыт работы. Дополнительные десять баллов обеспечит наличие приглашения от работодателя, еще десять - способствующие адаптации факторы, среди которых образованная супруга или родственники в Канаде.
Также власти регулярно обновляют список профессий, представители которых особенно нужны местной экономике. Сегодня в перечне из 24 специальностей львиная доля приходится на инженеров самых разных отраслей (нефтяной, химической, горнодобывающей, аэрокосмической) и медиков. Есть в списке и программисты, финансовые и инвестиционные аналитики, геологи и даже океанографы.
Со своей стороны государство потрудилось над тем, чтобы такие мигранты могли успешно раскрыть собственный потенциал. Правительство предлагает немало программ для адаптации приезжих, начиная с бесплатных языковых курсов до тренингов по поиску работы и составлению резюме, говорит экс-киевлянин, а теперь житель пригорода Торонто Сергей Сергиенко. Сам Сергиенко вместе с супругой вскоре после переезда записался на бесплатный семинар по налогообложению малого бизнеса в Канаде. “Нам несколько часов рассказывали, какие расходы можно списывать, какие нельзя, как можно оптимизировать налогообложение для своего дела, отвечали на наши вопросы, - вспоминает Сергиенко. - Все было совершенно понятно, открыто и прозрачно”.
Сейчас украинец работает в родной для себя интернет-сфере, а вот пример трудоустройства жены-юриста считает показательным. Спустя три месяца после эмиграции она нашла работу менеджера в кадровом агентстве, а затем, получив канадский сертификат на курсах при центре помощи иммигрантам, устроилась в крупную компанию - сначала секретарем, а потом администратором филиала.
Кроме того, немалым подспорьем для иммигрантов становятся и так называемые районные центры досуга, рассказывает украинский веб-дизайнер Антон Белоусов, более трех лет назад переехавший из Харькова в Торонто и ныне живущий в Ванкувере. В таких центрах можно не только получить информацию о жизни в городе, провинции или стране, но и записаться в спортивные, творческие секции “по очень символическим ценам”, отмечает Белоусов.
При этом Канада - одна из стран, где приезжие могут рассчитывать на кратчайший путь к национальному гражданству, подчеркивает Клурман: сам он как раз собирается оформлять вид на жительство. С ним согласен и Сергиенко, у которого в эмиграции родились две дочери.
“Они уже автоматически являются гражданами Канады, а мы только недавно подали документы на гражданство”, - рассказывает украинец.
Канада - одна из стран, где приезжие могут рассчитывать на кратчайший путь к национальному гражданству
Причем этот статус позволяет быть не человеком “второго сорта”, а полноценным канадцем, подчеркивает Джульетт Джианезини, француженка, живущая в Оттаве и получившая гражданство в 2009-м. Как и многие другие иммигранты, она отмечает открытость и дружелюбие канадского общества по отношению к вновь прибывшим.
“К примеру, тут, в Манитобе, большая украинская диаспора, и все мы любим ваши “пироги” [вареники], - улыбается Джианезини, преподаватель французского, редактор и переводчица. - И канадцы, и новые иммигранты принимают [национальное] многообразие, здесь это часть культуры”.
И если во время предыдущих волн миграции, в начале и середине ХХ столетия, в Канаду перебирались в основном европейцы, то в последние годы ее многоликость формируют выходцы из Филиппин, Китая и Индии: эти страны дают больше всего мигрантов - 14%, 11% и 10% соответственно от общего притока.
Двигатели прогресса
Канаду без переселенцев сегодня действительно трудно представить: по данным ООН, она занимает четвертое место в мире по доле мигрантов среди населения (20,7%) вслед за ОАЭ (83,7%), Саудовской Аравией (31,4%) и Австралией (27,7%). При этом Канада остается одной из наименее плотно заселенных держав: на 1 кв. км здесь приходится 3,5 жителя, тогда как в соседних США - 35 человек, хотя площади обоих государств сопоставимы: 9,9 млн и 9,1 млн кв. км соответственно.
Впрочем, это не мешает стране регулярно попадать в десятку самых счастливых государств планеты: в сентябрьском докладе World Happiness Report, обнародованном ООН, Канада заняла шестое место, а США - 17-е. Обе державы сравнимы и по уровню ВВП на душу населения: почти $ 50 тыс. на каждого американца и $ 42,5 тыс. - у канадцев.
Анализируя этот успех, специалисты подчеркивают: Канада входит в число стран, получающих максимальный экономический эффект от мигрантов. В частности, приток человеческих ресурсов помогает стране решить демографическую проблему. В 2012 году число ее жителей увеличилось на 1,2%, что в полтора раза превышает темпы роста населения США и втрое - стран ЕС. На две трети динамику обеспечили канадские мигранты.
На руку Канаде играет тот факт, что большинство вновь прибывших составляют люди наиболее трудоспособного возраста - 20-44 лет, благодаря чему их количество в целом по стране в прошлом году выросло на 1,1%, тогда как в развитых странах аналогичная прослойка сократилась в среднем на 0,3%.
Такие цифры греют душу не только демографам. Старший экономист нацбанка Канады Матье Арсено, автор обнародованного в сентябре спецдоклада о роли иммигрантов, обращает внимание, что именно в период до 45 лет люди наиболее охотно создают семьи и формируют домохозяйства - основной источник спроса на жилье и товары длительного пользования (автомобили и бытовую технику). А значит, являются важным стимулом национальной экономики.
В свою очередь, Гундерсон ссылается на данные недавнего исследования, соавтором которого он был. Ученые спрогнозировали экономический эффект в случае увеличения количества иммигрантов еще на 100 тыс. человек ежегодно вплоть до 2021 года. Согласно оценкам аналитиков, к этому сроку поток приезжих добавит более 3% к ВВП страны и около 3% к общей занятости населения при условии, что производительность и зарплаты переселенцев будут сопоставимы с показателями канадцев.
Несмотря на формальное отсутствие зарплатного неравенства, де-факто заработки образованных иммигрантов примерно на 30 % ниже, чем у их канадских коллег
Последнее беспокоит и власти страны, признают эксперты. Ведь, несмотря на формальное отсутствие зарплатного неравенства, де-факто заработки образованных иммигрантов примерно на 30 % ниже, чем у их канадских коллег. Чтобы выровнять эти цифры и еще больше облегчить адаптацию переселенцев, Гундерсон считает необходимым упростить признание иностранных дипломов и обращать больше внимания на языковые навыки приезжих.
Кроме того, уже сейчас правительство пытается корректировать миграционные планы с учетом мнений работодателей и региональных властей, говорит Райц. Тщательность отбора кандидатов становится главным залогом их шансов на трудоустройство, отмечает и Гренье.
“Мы хотим быть честными, впуская тех, кому будет проще адаптироваться, - говорит эксперт. - Поэтому тонкая настройка миграционной политики должна проводиться регулярно”.
***
Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 18 ноября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.