Русская служба Deutsche Welle,
20 ноября 2013, 13:35
Хронические болезни второй по величине экономики Европы обостряются, реформы президента-социалиста Франсуа Олланда пока не дали результатов. Однако финансовые рынки пока спокойны.
Разрыв между крупнейшей и второй по величине экономиками Европы продолжает увеличиваться - во всяком случае, с точки зрения рейтинговых агентств. Германия остается безупречным заемщиком, а вот Франции агентство Standard & Poor's (S&P) уже второй раз снизило оценку кредитоспособности.
Высший рейтинг Франция утратила еще в январе 2012 года. Тогда у власти был президент-консерватор Николя Саркози. Его сменил в Елисейском дворце социалист Франсуа Олланд, обещавший исправить положение. Ему это пока явно не удалось, о чем свидетельствует не только дальнейшее снижение суверенного рейтинга. Обосновывая свое решение, S&P отмечает, что начатые реформы с большой долей вероятности не приведут к стабилизации французской экономики в среднесрочной перспективе.
Целый клубок проблем
Так что же, Франция становится новой проблемной страной еврозоны наподобие Италии или Испании? Хенрик Утерведде (Henrik Uterwedde), возглавляющий экономический отдел Германо-французского института в Людвигсбурге (dfi), призывает не забывать о потенциале важнейшего торгового партнера ФРГ: "Французская экономика не случайно является пятой по величине в мире и второй в Европе". В то же время эксперт признает: "В данный момент у французской экономики дела плохи".
Промышленность теряет конкурентоспособность на мировом рынке, безработица среди молодежи достигла рекордных размеров, социальная система трещит по швам… "Правительству необходимо распутать сразу целый клубок проблем. Это осложняет задачу действовать решительно и быстро", - поясняет Хенрик Утерведде в беседе с DW. Ведь Франция, добавляет он, накапливала нынешние проблемы по меньшей мере целое десятилетие.
Так что понижение рейтинга вполне закономерно. "С одной стороны, оно говорит о том, что реформы, которые проводятся вот уже год, расцениваются как недостаточные", - говорит Фредерик Шеффер (Frederic Schaeffer), редактор французской деловой газеты Les Echos. "С другой стороны, это наказание за слишком высокую государственную задолженность. Она составляет 95 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) - это один из самых высоких показателей во всей Европе", - напомнил Шеффер.
Многолетний нарушитель Маастрихтских критериев
Состояние государственных финансов Франции, действительно, позволяет причислять ее если не к проблемным странам еврозоны, то уж в любом случае к государствам с большими проблемами. Так, Париж уже неоднократно нарушал Маастрихтские критерии финансовой стабильности, предполагающие, в частности, удержание дефицита государственного бюджета в пределах 3 процентов ВВП. В 2013 году данный показатель составит свыше 4 процентов.
До сих пор нехватку текущих средств французские власти компенсировали повышением налогов и увеличением государственной задолженности. Но ни то, ни другое не могут продолжаться вечно. В 2015 году должно, наконец-то, начаться сокращение непомерно разросшихся государственных расходов. Одновременно планируется сократить дефицит бюджета до требуемых Маастрихтским договором 3 процентов. Однако в осуществимости такого плана Standard & Poor's как раз и сомневается: агентство считает снижение бюджетного дефицита "маловероятным".
Высокое бремя налогов и социальных отчислений является одной из причин падающей международной конкурентоспособности французской обрабатывающей промышленности - но далеко не единственной. "Предприятия зачастую выпускают слишком банальную продукцию: вместо фешенебельного "Мерседеса" - простенький "Рено Твинго", - указывает Хенрик Утерведде.
Низкодоходный бизнес в замкнутом кругу
Чтобы продать такую продукцию на мировом рынке, продолжает экономист, необходимо максимально снизить на ее цены, поскольку приходится конкурировать со странами с куда более дешевой рабочей силой, чем во Франции. Снижение цен ведет к убыточности или в лучшем случае к низкой прибыльности предприятий. Возникает, по словам эксперта, замкнутый круг: предприятия с низкой прибылью не могут расширять инвестиции в научные исследования и разработку новых технологий, а без инноваций приходится продолжать выпускать простую малодоходную продукцию.
Другой замкнутый круг связан с отчислениями предприятий в социальные фонды. Размеры этих отчислений столь велики, что уже стали реальным тормозом для бизнеса, так что их дальнейшее увеличение было бы просто губительным. В то же время в самой социальной системе из-за высокой безработицы и старения общества (пенсионеров во Франции все больше и им все дольше приходится выплачивать пенсии) нарастает дефицит - он уже достиг 25 миллиардов евро. Но если начать сокращать социальные выплаты, это ударит по покупательной способности населения, а в условиях слабого экспорта основным мотором экономики является именно внутренний рынок.
Итак, у государства слишком большие долги, чтобы продолжать раздавать социальные блага в прежних масштабах, и оно не может и дальше увеличивать налоги - это чревато социальным взрывом, как показали недавние протесты в Бретани. Французы уже по горло сыты нарастающим налоговым прессом, констатируют аналитики Standard & Poor's.
Косный рынок труда
Одной из ключевых проблем во Франции является рекордно высокая - почти 11 процентов - безработица. Standard & Poor's исходит из того, что вплоть до 2016 года она не опуститься ниже 10 процентов. "А безработица среди молодежи в два с половиной раза выше", - добавляет Фредерик Шеффер. Вот почему на этой проблеме, по его словам, и сконцентрировано сейчас основное политическое внимание.
"С лета отмечается некоторое снижение молодежной безработицы. Однако соответствующие реформы очень дорогостоящие, к тому же возникает вопрос, насколько долгосрочным будет достигнутый эффект", - подчеркивает в беседе с DW редактор Les Echos. Ведь молодые люди только тогда смогут рассчитывать на постоянное место работы, когда в экономике начнется устойчивый подъем. Пока же более реальной перспективой остается стагнация или даже спад. Ведь в третьем квартале 2013 года ВВП Франции сократился на 0,1 процента.
На "косность французского рынка труда" указывает и Хенрик Утерведде. В то же время он очень высоко оценивает начавшиеся при Франсуа Олланде реформы, называя их вехами в истории Франции. Так, впервые к законодательному процессу были привлечены участники тарифных переговоров - объединения работодателей и профсоюзы.
"Если Олланд пойдет дальше по этому пути и добавит еще две-три крупные реформы, например, в области социального страхования, то Франция вновь почувствует почву под ногами", - убежден эксперт института dfi. К тому же он напоминает, что пока на международном финансовом рынке Францию, несмотря на тревожные макроэкономические симптомы и снижение рейтинга, не воспринимают как проблемную страну. Ведь ей по-прежнему дают в долг огромные суммы под весьма умеренные проценты. Хотя отчасти это связано с тем, заключает Хенрик Утерведде, что "в Европе, помимо немецких, уже практически не осталось государственных облигаций, которые считались бы надежными".
Источник: Русская служба Deutsche Welle