Фото: АР
Ъ: Ашхабад нашел инвестора для крупнейшего месторождения
В условиях потери доходов от продажи газа России Туркменистан нашел $3 млрд для освоения крупнейшего в стране и четвертого в мире газового месторождения Южный Иолотань, пишет газета Коммерсантъ в статье Туркменский газ добудут за китайские деньги.
Как уточняет издание, деньги предоставит Китай, расплачиваться, вероятно, Ашхабад будет газом. Газпром восстановление поставок из Туркмении пока даже не обсуждает, констатирует Коммерсантъ.
Между тем, директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что речь идет о деньгах в обмен на газ.
"Кредит может быть завершающей частью пакетного соглашения, поскольку китайцы уже получили право на разработку месторождений Туркменистана", - поясняет он.
Вместе с тем, по оценкам эксперта, $3 млрд достаточно для ввода в строй мощностей по добыче 12-18 млрд кубометров газа в год (сегодня Туркменистан добывает около 80 млрд кубометров газа в год).
По запасам, подтвержденным Gaffney, Cline & Associates (Великобритания), Южный Иолотать входит в четверку крупнейших месторождений мира - прогнозируемые запасы составляют 4,7-14 трлн кубометров газа, что сопоставимо со Штокманом в Арктике (Россия) или Южным Парсом (Иран).
Также сообщается, что компания CNPC получила лицензию на разведку и добычу газа на договорной площади Багтыярлык в Лебапской области в 2007 году. Запасы площади оцениваются в 1,3 трлн кубометров газа. Первая ветка газопровода Туркменистан-Китай мощностью до 40 млрд кубометров газа в год и протяженностью 7 тыс. км должна быть построена к концу 2009 года.
Стоит отметить, что CNPC первой из иностранных компаний получила лицензию на проведение геологоразведки и добычу на суше, а не на шельфе Туркменистана. В пятницу президент страны Гурбангулы Бердымухамедов подтвердил: "Китай, с которым успешно реализуется целый ряд крупномасштабных проектов по разведке и разработке углеводородных кладовых правобережья Амударьи, входит в число стратегических партнеров нашей страны".
Но президент поручил создать к 2030 году "многовариантную систему транспортировки туркменского газа на мировые рынки".
В то же время, как отмечает Коммерсантъ, успехи на китайском направлении Ашхабад демонстрирует на фоне резкого охлаждения отношений с Москвой.
Так, в конце марта президент Бердымухамедов отказался подписать в Москве соглашение о строительстве Газпромом газопровода Восток-Запад (от Южного Иолотаня до Каспийского моря), и с этого момента конфликт сторон только развивался.
Но, 8 апреля Газпром потребовал от Туркменгаза сократить экспорт газа на 80%. Прием газа на границе с Узбекистаном был фактически прекращен, и в результате 9 апреля произошел взрыв газопровода САЦ-4 на границе Туркменистана с Узбекистаном. Газопровод починили, но поставки не возобновились.
Как объяснили в Газпроме, Туркменистану было предложено сократить объем закупок газа или снизить его цену, но договориться не удалось. В пятницу вице-премьер Игорь Сечин объяснял: "Ситуация с поставками газа стала конфликтной в результате обвала рынка, а не каких-либо действий со стороны Газпрома".
При этом Коммерсантъ констатирует, что
Ашхабад вместо компромисса с РФ продолжает укреплять альтернативные России газовые отношения. Вице-премьер, министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов в пятницу, говоря об итогах десятой встречи совместного комитета Туркменистан-ЕС в Брюсселе, сообщил об "огромной заинтересованности" со стороны руководителей ЕС в сфере энергосотрудничества.
Бердымухамедов поручил Мередову подготовить все документы для исполнения подписанного в мае 2008 года меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в области энергетики с ЕС.