Самое массовое в истории Украины восстание интернет-пользователей смело правительственные порталы и вынудило власть пойти на уступки хакерам. Теперь милиция и СБУ ищут зачинщиков февральской IT-революции, - пишет Максим Бироваш в № 5 журнала Корреспондент от 10 февраля 2012 года.
Мы - легион. Мы не прощаем. Мы не забываем. Ждите нас. Этот девиз международной группы хакеров Анонимус на несколько дней стал девизом украинского сегмента интернета. В течение нескольких дней сотни тысяч украинцев приняли участие в атаке на правительственные сайты.
Интернет-пользователи всего за несколько часов обрушили веб-порталы Президента Украины, Министерства внутренних дел, Национального банка, Службы безопасности и даже веб-страницу Государственной службы спецсвязи и защиты информации, главная функция которой заключается в защите перечисленных ресурсов от подобных нападений.
Интернет-пользователи всего за несколько часов обрушили веб-порталы Президента Украины, Министерства внутренних дел, Национального банка, Службы безопасности и даже веб-страницу Государственной службы спецсвязи и защиты информации
Причина этого эмоционального флешмоба - изъятие милицией серверов популярного файлообменника ex.ua, что привело к закрытию ресурса.
Первое время на демарш интернет-пользователей СБУ реагировала вяло, так как была застигнуто врасплох. Теперь же спецслужбы находятся в активном поиске "виновников торжества" и даже подключают к операции зарубежных коллег.
Тем временем аналитики пытаются осмыслить происшедшее. Атака на серверы правительства Украины показала настроения жителей Сети, которые крайне недовольны действующей властью, убежден Максим Саваневский, эксперт по социальным медиа.
Атака на серверы правительства Украины показала настроения жителей Сети, которые крайне недовольны действующей властью
"Я бы это назвал партизанщиной, когда люди еще не готовы выйти на улицы, но уже готовы бороться с властью, - говорит Саваневский. - Это аналогия с оранжевыми ленточками 2004 года, когда люди еще не знали, выйдут ли они на митинги, но уже надевали ленточку как идентификатор своей позиции".
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев в своих оценках идет еще дальше. По его мнению, сетевая атака разбудила тысячи мирно спящих оппозиционеров.
"Сейчас очень быстро офлайн переходит в онлайн и наоборот, поэтому не за горами, когда этот креативный недовольный класс предъявит себя власти не только в хакерском активизме, но и заявит о своих требованиях, как это случилось в России, где сначала сидели все в сетях, а потом вышли на улицы, - рассуждает политолог. - Это новый тип политики".
DDOSтали
Менеджер по продажам Виталий Уманец не впервые обескуражен действиями власти. Но на этот раз его впервые задели за живое. Уманец - активный пользователь файлообменника ex.ua, и для обмена ссылками на лучшие файлы он даже создал группу в Facebook. А теперь перед ним и перед тысячами таких, как он, МВД захлопнуло окно в мир информации.
"Ощущение было такое, что нас снова нагнули и что-то надо делать, - говорит Уманец. - И вот когда стало получаться, начали ложиться сайты, мы поняли, что можем как-то все вместе адекватно реагировать на такие действия власти".
К концу первого дня в необъявленной онлайн-войне, по данным подсчетов отечественных IT-специалистов, приняли участие до 300 тыс. человек, затем к процессу виртуальной революции подключились зарубежные хакеры
После закрытия ex.ua в интернете появились сотни рекомендаций, как правильно организовать атаки на государственные сайты, и большинством рецептов могли легко воспользоваться обычные пользователи. В результате даже хакеры-любители без особой технической подготовки были необычайно эффективны.
"Официальный сайт атакуют неизвестные, сайт МВД лег, а в соцсетях призывают атаковать сайты госорганов, - сообщила 1 февраля о происходящем в своем блоге пресс-секретарь Президента Украины Дарья Чепак. - Понимают ли эти люди, которые атакуют сайты, что они делают?"
Исходя из того, что участники акции рассказали Корреспонденту, они прекрасно понимали, что делали, и вполне довольны достигнутым результатом. К концу первого дня в необъявленной онлайн-войне, по данным подсчетов отечественных IT-специалистов, приняли участие до 300 тыс. человек, затем к процессу виртуальной революции подключились зарубежные хакеры.
В самый разгар интернет-атаки нагрузка на сервер сайта Кабинета Министров составляла порядка 140 тыс. запросов в секунду
По информации Александра Смирнова, вице-президента компании Софтлайн-IT, которая является создателем большинства правительственных сайтов, решающую роль сыграли DDOS-атаки с зарубежных компьютерных сетей.
В самый разгар интернет-атаки нагрузка на сервер сайта Кабинета Министров составляла порядка 140 тыс. запросов в секунду. Ни один веб-ресурс такой "массовки" не выдержит, уверяют эксперты. "Подобного рода атака в свое время даже вывела из строя серверы компании Amazon, которые считаются самыми производительными в мире", - рассказывает Смирнов.
Один из последних проектов Софтлайна - обновление сайта Кабмина. Месяц назад правительство потратило на это 330 тыс. грн. Впрочем, даже такие немалые деньги на содержание правительственного ресурса этот ресурс не спасли. В результате DDOS-атаки он лег одним из первых.
Не устояла под напором хакеров и Госспецсвязи. В 2011 году ее содержание обошлось бюджету в 420 млн грн., причем больше половины ушло на жалование сотрудникам.
Не устояла под напором хакеров и Госспецсвязи. В 2011 году ее содержание обошлось бюджету в 420 млн грн., причем больше половины ушло на жалование сотрудникам. Однако ни высокая квалификация IT-инженеров госструктур, ни щедрое бюджетное финансирование не спасли порталы Кабмина, МВД, НБУ, Партии регионов да и самой Госспецсвязи от полного паралича.
"Не бывает таких сайтов, которые выдержали бы любую атаку, - говорит Игорь Конопацкий, пресс-секретарь ведомства. - Это как бронежилет, который рассчитан на выстрел из пистолета или винтовки, но если выстрелить из танка, то он точно не выдержит".
Корреспонденту удалось встретиться с одним из активистов веб-атаки на правительственные сайты. Из соображений безопасности собеседник попросил не упоминать его имя в прессе. По его словам, атака велась с двух связанных между собой сетей компьютеров, которые и отправляли на адреса госсайтов многочисленные запросы. Вторая сеть состояла из компьютеров пользователей в соседней Польше. Она была включена лишь сутки спустя, после того как в Госспецсвязи заявили, что некоторые IP-адреса атакующих хакеров были переданы милиции.
Атака велась с двух связанных между собой сетей компьютеров, которые и отправляли на адреса госсайтов многочисленные запросы. Вторая сеть состояла из компьютеров пользователей в соседней Польше
Как сообщила Корреспонденту Марина Остапенко, глава пресс-службы СБУ, ее ведомство обратилось за помощью к своим иностранным коллегам, чтобы они помогли найти зачинщиков акции, приведшей к параличу информационных площадок украинского правительства.
Любые угрозы найти пользователей, атаковавших госсайты, специалистов по сетевым технологиям только смешат. "Понятное дело, что никто никого найти не сможет, так как, например, мой прокси-сервер, через который работал я, находится, по-моему, где-то в Макао, где уже даже китайские законы не работают, как раньше, - рассказывает анонимный собеседник Корреспондента. - Даже если кого-то засекли и к нему придет милиция, то он может просто сказать: "Заходил на сайт почитать про рабочий день Президента", ведь доказательств того, что вы специально отсылали запросы на тот или иной сайт, ни у кого быть не может".
Виртуальный Майдан
В юридической компании Юскутум, представляющей интересы ex.ua, Корреспонденту сообщили, что часть серверов файлообменника пока находится у правоохранителей. Милиция таким образом хочет заставить ex.ua выдать информацию о пользователях.
Однако в Юскутуме заявляют: для того чтобы заполучить IP-адреса клиентов компании, нет необходимости изымать оборудование - данную информацию могут предоставить интернет-провайдеры.
Сегодня ведется уголовное дело в отношении пяти человек. Они обвиняются в размещении файлов, защищенных законом Украины об авторских правах.
Так или иначе ресурс разблокирован, и часть информации на нем снова находится в свободном доступе. Но хеппи-энд наступил не для всех. По данным Артема Афяна, управляющего партнера Юскутума, сегодня ведется уголовное дело в отношении пяти человек. Они обвиняются в размещении файлов, защищенных законом Украины об авторских правах.
Борьба не закончена, но Уманец уверен, что он и другие интернет-активисты добились главной цели - власть вздрогнула. Прошедшая виртуальная акция протеста стала альтернативой обычным уличным митингам. "Толку от нее гораздо больше, чем от этих проплаченных уличных массовок, - уверяет Уманец. - Власть, сама того не желая, сама создала достойную альтернативу уличным Дням гнева. И потенциал этого метода борьбы мы еще и сами не знаем".
Воевали интернет-пользователи не столько за доступ к видео, сколько против самой власти, убежден и Дмитрий Голубов, председатель Интернет-партии Украины. Его политическая сила стала инициатором митинга против закрытия ex.ua у стен МВД.
Власть, сама того не желая, сама создала достойную альтернативу уличным Дням гнева. И потенциал этого метода борьбы мы еще и сами не знаем
"Сегодня протест объединил националистов, леваков, русофилов и евроинтеграторов, - добавляет Михаил Слесаренко, руководитель Центра политических исследований и консалтинга. - Власть не ожидала такой реакции".
На разразившийся в Сети бунт отреагировал предприниматель Денис Олейников, владелец компании ProstoPrint, - он стал известен стране после того, как выпустил футболки с некорректной, но запоминающейся речевкой фанатов киевского Динамо. Тогда популяризатор фанатского творчества Олейников привлек внимание силовых структур, и теперь вынужден скрываться за пределами Украины. В беседе с Корреспондентом опальный предприниматель назвал атаки хакеров на правительственные сайты последней каплей в чаше народного гнева.
"Многие люди, которые абсолютно искренне присоединились к акции, раньше слышали или читали о брутальности, вседозволенности, тотальной коррупции в силовых структурах, но раньше это проходило как-то мимо них, - рассуждает Олейников. - А тут все эти гадости просто постучались в дверь, точнее, в браузер".
Сегодня протест объединил националистов, леваков, русофилов и евроинтеграторов
Впрочем, одними лишь атаками на его веб-сайты правительство не отделается. По словам председателя общественной организации Спільна справа Александра Данилюка, который часто выступает организатором уличных акций протеста, о репетиции февральской виртуальной революции обязательно вспомнят во время осенних парламентских выборов.
"Осенью, когда власть попробует себе нарисовать на выборах большинство, найдется очень много людей - если они даже и не выйдут на площади, то будут класть сайты власти, и вот тогда будет первая в мире DDOS-революция", - прогнозирует оппозиционер.
Ядром массовых протестов может стать новая волна недовольных властью граждан, громко заявивших о себе во время атаки на госсайты, считает Слесаренко. По аналогии он вспоминает события в Москве, где последние массовые митинги готовились в интернете.
"Мыслящая часть общества сегодня сидит в интернете, и поэтому Сеть - это отличное средство как собирать единомышленников, так и выводить их на улицу - из онлайна в офлайн, - отмечает политолог. - Сегодня подобные вещи уже в Украине могут сыграть важную роль и привести к неким революционным событиям. Тем более Украина не Россия, тут будет достаточно на улицу выйти и 100 тыс. человек".
***
Этот материал опубликован в №5 журнала Корреспондент от 10 февраля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.