Идеологические мифы об "отце нации" Александре Лукашенко и процветании больше не действуют на сознание белорусов и могут легко рухнуть от новой девальвации, считает Наталья Макушина.
На фоне развивающихся проблем в белорусской экономике, очередного роста цен и угрозы девальвации национальной валюты убаюкивающие население речи президента стали обязательным реквизитом всех фестивалей, парадов и праздников. Но на практичных белорусов идеологические мифы имеют все меньшее влияние. Сейчас они скупают валюту.
Show must go on
Лето 2013 года в Беларуси традиционно проходит под знаком ежегодных празднеств, которые не обходятся без личного присутствия главы государства. Любое мероприятие - будь то песенный фестиваль "Славянский базар" в Витебске или конкурс "Мисс Минск", парад 3 июля в День независимости или праздник урожая "Дожинки" - превращаются в настоящее идеологическое шоу с непременным выступлением Александра Лукашенко, который как заправский советский политрук дает оценку "текущему моменту".
Оказывается, "Славянский базар" - не конкурс песни, а "духовный катализатор интеграционных процессов на евразийском пространстве". Дожинки – не этнографический праздник уборки последних колосков, а явление "национального масштаба". Июльский парад военной техники в День независимости – не что иное, как подтверждение того, что "попытки врагов дестабилизировать обстановку обречены на провал".
По замыслу идеологов, имидж президента, который находится в центре всех значимых событий, должен неминуемо улучшаться. В Беларуси избирательная кампания по выборам Лукашенко не прекращается ни на минуту, тем более, что избираться он может неограниченное число раз. Каждое его появление на публике является частью организованного действа под названием "Отец нации".
Информация для внутреннего использования
Но на внешнем рынке информацию об успехах правления Александра Лукашенко уже не продать. Бодрые речи правителя о "мудрости и силе белорусского народа" и стабильном развитии экономики предназначены для внутреннего использования. Идеологические установки о стабильности во главе с неизменным лидером не подлежат дискуссии и заполонили каналы государственных радио, телевидения и печатных СМИ, занимающих до 90 процентов информационного поля.
При этом ситуация в белорусской экономике не обнадеживает. Уже середина года, а перспектив на иностранные инвестиции нет. От приватизации госказна не получила ни рубля. Собственно, в Беларуси был аннулирован и сам приватизационный план. Хотя акции любого предприятия купить можно, если цена устроит белорусское руководство, очереди из инвесторов после рейдерского захвата государством двух кондитерских фабрик так и не выстроились.
Отсутствие инвестиций тормозит модернизацию предприятий. Страна в долгах и нуждается в новых заимствованиях. Ни Запад, ни Россия не спешат раскошеливаться, пока Минск не выполнит ряд обязательств. Рынок Единого экономического пространства уже не обеспечивает реализацию товаров, которые накапливаются на складах. Положение серьезное, и тем более странно звучат оптимистичные речи белорусского руководства об особом пути, по которому идет страна.
Формула любви
Сложно сказать, насколько выбор властями особого пути отвечает ожиданиям миллионов. Возразить сомневающиеся не могут. А Лукашенко отлично понимает, что "народная любовь" находится в прямой зависимости от роста доходов и обратно пропорциональна росту курса доллара. Поэтому он постепенно, хоть и необоснованно, повышает и зарплаты, и пенсии.
За минувший квартал, по данным независимых соцопросов, пошатнувшийся было во время кризиса 2011 года электоральный рейтинг белорусского руководителя повысился. Но экономических рычагов влияния на общество у режима становится все меньше.
Вместе с очередным подорожанием продуктов и электроэнергии поднимается в цене и американская валюта, которой граждане Беларуси доверяют больше, чем собственной. Руководители правительства и Нацбанка убеждают, что падения курса белорусского рубля не предвидится. Но неоднократно обманутое речами государственных мужей население научилось читать между строк и кинулось к "обменникам". Это значит, что идеологические мифы об "отце нации" и процветании больше не действуют на сознание белорусов и могут легко рухнуть от новой девальвации.