Строительство в историческом центре Киева стало не только прибыльным бизнесом, но и источником многочисленных битв между застройщиками и горожанами
Более полусотни крепких парней бьют группу женщин и молодых ребят. Отбирают видеоаппаратуру, ломают пальцы и руки. Это не бандитский налет в Одессе 20-х годов и не окраины Донецка начала 90-х. Это Киев, центр города, , улица Первомайская, осень 2008 года. Силу на Печерске применили охранники строительно-коммерческой фирмы Гранит, которая по заказу предприятия Кийпромтехнология, действующего от имени Национальной радиокомпании, возводит жилищно-офисный центр. Жильцы воспротивились стройке.
"Война" на Печерске началась еще в конце августа. Противники возведения центра даже установили палатку, в которой вели постоянное дежурство – все как на линии фронта.
С самого начала строительства дела во дворе творились нешуточные. Людмиле Камыниной, архитектору, одной из добровольных наблюдателей, охранники со стройки сломали руку. Недавно Камынина узнала, что ей отказали в возбуждении уголовного дела по этому факту. Жильцы обращались и в Секретариат Президента, и в МВД, и в Кабмин, но повлиять на строителей там не смогли.
Подобные войны в столице стали делом привычным. Только за последние два года на карте Киева появилось около двадцати проблемных строительных площадок, на которых ведут бой застройщики и местные жители.
Бои уличного значения
Бой за каждый квадратный метр в центре ведется нешуточный: во время протеста против застройки стадиона Киевского национального университета технологий и дизайна чуть не выкрали Александра Гудыму – экс-депутата Верховной Рады, который протестовал против застройки. Артем Чапай, молодой киевский журналист и писатель, активный участник гражданских кампаний против застройки центра столицы, был избит неизвестными, когда возвращался с акции протеста на месте стройки у Аскольдовой могилы. Андрея Манчука – киевского журналиста – с одной из подобных "битв" эвакуировали на машине скорой.
Настойчивость строителей объяснить просто – недвижимость в центре города строить очень выгодно. По словам Владимира Германова, руководителя отдела маркетинга и PR строительно-инвестиционной компании Киев Жильё-Инвест, рентабельность строительства жилья бизнес-класса – 60-80%, а для квартир премиум-класса этот показатель может достигать 150-200%. Для застройщика выгодней работать именно здесь, потому что строительство квартир эконом-класса в спальных районах, где бизнес- и премиум-уровень не возводят, имеет более низкую рентабельность – 40-60%.
Как и в каждой войне, обе стороны постоянно совершенствуют структуру собственных "вооруженных сил". Застройщики все чаще обращаются за помощью к профессиональным охранникам. А недовольные жильцы создают инициативные группы по борьбе с застройками.
Самое известное из них – сообщество Сохрани старый Киев (ССК), возникло в октябре 2007-го года как инициативная группа по защите Пейзажной аллеи – исторического места в центре Киева, которое находится в зоне Всемирного наследия ЮНЕСКО. В группу вошли местные жители и просто социально активные киевляне – всего несколько десятков человек, число которых сейчас возросло. Движут этими людьми не материальные потребности, а желание сохранить старый город и сдержать произвол чиновников.желание сберечь свой город. Ирина Совсун, участница ССК говорит, что таким образом борется против коррупции, и с тем, что власти слишком вольготно обращаются с историческим центром Киева.
Фундамент раздора
Чаще всего с протестами сталкиваются застройщики, возводящие объекты в центре столицы. Причин тому несколько.
Земля в центре – ресурс ограниченный. Потому новые строения часто втискивают между старыми, при этом страдают зеленые зоны, детские площадки или места, где находятся исторические сооружения. Нарушаются и государственные нормы строительства. Так, расстояния между зданиями свыше четырех этажей должны составлять не менее 20 метров. Если же высотка строится около частных домов, то расстояние между ними должно равняться высоте многоэтажки.
В жилом квартале должно быть, по нормам, не менее 6 квадратных метров зеленых насаждений для человека, чтобы хоть как-то очищался воздух. Но это обычно не соблюдается. "В ключевых точках города концентрация вредных веществ превышает норму в несколько раз", - говорит Александр Сергиенко, глава Аналитически-исследовательского центра "Институт города"
Да и вид из окна у жильцов соседних домов, после того, как начинают возводить новострой, как правило, становится хуже. А это портит не только эстетику, но и стоимость квартиры, которая в центральной части города может достигать десятка тысяч долларов за квадратный метр.
Порой им и вовсе становится опасно жить рядом со стройкой. Так, по рассказам жителей домов на Печерске, рядом со стройкой Гранита, дворы после вырубки деревьев стали затапливаться, а в самих зданиях появились трещины.
Уплотнительная застройка не только бьет по карману жильцов и уродует вид города, уверен Сергей Юнаков, архитектор, проектировавший южный терминал Центрального железнодорожного вокзала в Киеве, но и закладывает коммунальную бомбу под тех, кто живет в центре. "Уже 15-10 лет назад те объекты, которые находились в центре города, с трудом обеспечивались водой и электричеством. Сейчас же ситуация заметно ухудшилась", - говорит Юнаков.
При этом жители редко могут остановить стройку через суд. "Решения судов по спорам застройщиков с местными жителями показывают, что в 99% случаях земельный участок под застройку отведен законно. Собраны все разрешения всех органов", - рассказывает Юрий Дмитрук, депутат Киевсовета от блока Юлии Тимошенко. То есть формально подкопаться под строителей практически невозможно.
Планы
Строители чувствуют себя безнаказанными потому, что их действия прикрывают на высшем городском уровне. Делается это с помощью манипуляций с Генеральным планом развития города. Он согласован со всеми нормами градостроения и вряд ли может вызвать конфликты, но придерживаются его столичные чиновники далеко не всегда.
"Мы видели, что центральная часть города была подвержена максимальному количеству застроек, которые проводились с нарушением действующего Генплана и с внесением в него изменений", - рассказывает Дмитрий Андриевский, депутат Блока Виталия Кличко в столичном совете.
Изменения, которые меняли целевое назначение земли, в результате чего на них можно было строить, делались руками местных депутатов. "Это своего рода коллективная безответственность. Практически на каждой сессии Киевсовета вносились изменения в Генплан, которые предусматривали перевод зеленых зон из одного назначения в другое: из рекреационного – в землю для застройки", - рассказывает Андриевский. Изменялись и так называемые "красные линии" – места, где должны были проходить коммуникации – они отдавались под застройку.
О земельном бедламе говорят не только оппозиционеры. "Сложившаяся в Киеве практика отвода земель под застройку не вписывается в логику развития Генплана. Участки нарезаются по "просьбам трудящихся" где угодно и под что угодно", - говорит Владимир Приймак, архитектор, руководитель мастерской "Арх-Дизайн Бюро". Иными словами, земля под застройку распределяется не на открытых аукционах, а распределяется по теневым схемам.
А когда эта "раздача" стала давать сбои из-за позиции специалистов института Киевгенплан – с ними обязаны согласовывать землеотводы, а они не хотели нарушать одобренный план развития Киева, чиновники нашли оригинальный выход. "У нового поколения менеджеров мэрии нет безвыходных ситуаций: [решили] создать карманную организацию – коммунальное предприятие Центр градостроительства, поручить ей корректировку Генплана, а лучше – согласование выделения участков под застройку", - говорит Приймак.
В результате у Киева появился ряд проблем. Это и сохранение исторического цента города, и загруженность мостов через Днепр, транспортных линий, загруженность коммунальных сетей. "Урбанистический кризис", - как коротко охарактеризовал происходящее Сергиенко.
Сейчас в Киевсовете принято решение о разработке нового Генерального плана, в котором все проблемы учтены. "Мы разрабатываем схему размещения высотных зданий, согласно которой не разрешается помещать в центре города здания свыше 73,5 метра", - говорит Василий Присяжнюк. Это немногим выше, чем монумент Родине-матери в Киеве, высота которого без постамента – 60 метров. Такие здания разрешат строить за пределами исторического центра Киева: на левом берегу Днепра, в районах бывших промышленных зон, на Рыбальском полуострове, на основных въездных магистралях в город.
Но что толку принимать новый Генплан, если не проанализирован старый и не введен мораторий на изменения в существующий, сетует Андриевский.
Центральный вопрос
Строительные войны делают важным концептуальный вопрос – как вообще стоит развивать столицу? Мировой опыт показывает, что есть несколько путей решения подобной проблемы.
Во многих городах Европы наложен запрет на строительство высотных зданий в исторической части города. "Но есть города, где наоборот – разрешают строительство высотных зданий в исторической части города – Берлин, Франкфурт-на-Майне, уже и Париж, и Лондон", - говорит Юнаков. И добавляет, что эта тенденция докатилась и до Украины.
Однако говорить, что будет лучше именно для украинской столицы, специалисты не спешат. Не существует универсальных концепций развития города, уверен Сергиенко. "У Киева уникальный ландшафт, который трудно найти где-либо еще", - говорит он. Город-сад – вот концепция развития города по его мнению. Это позволит решить проблему загрязненности воздуха в Киеве.
С чем согласно большинство опрошенных Корреспондентом архитекторов – Киеву просто необходимо разгрузить центр.
По словам Сергиенко, нужно развить и левый берег Днепра: построить там офисные центры. "Это проще, быстрее и экономически выгоднее, чем строить новые мосты на правый берег", - уверяет он. В столицах стран Восточной Европы нагрузка на мост – от 108 до 240 тысяч населения, в Киеве – 1 миллион человек. Также стоит убрать административные учреждения из центра, как поступил Париж. Причем сделал это крайне удачно: новый офисный квартал стал одной из туристических достопримечательностей.
Пока же исторический центр Киева продолжают бессистемно застраивать. А значит, у уличных активистов будет работа. Да они и не собираются сидеть, сложа руки. "Если ничего не делать, то ничего и не добьешься", - уверяет Совсун из ССК.
Это расследование было опубликовано в № 39 журнала Корреспондент от 11 октября 2008 года