Жизнь на Бали настолько пронизана поверьями про местных духов и ритуалами, связанными с ними, что, вернувшись домой, даже к шелесту деревьев за окном относишься уже иначе, - пишет писательница и пиар-менеджер Марина Соколян в рубрике Письмо из…в №47 журнала Корреспондент от 2 декабря 2011 года.
Об острове Бали часто говорят,
что это земля богов. Существует древнее предание, о том, что боги создали этот
остров для проведения собственного досуга; теперь же идея божественного
происхождения Бали активно используется для привлечения туристов.
Впрочем,
попав сюда, вы быстро проймете, что Бали - земля не только богов, но также и
разнообразных духов, домовых, ангелов и демонов. Здесь и шагу ступить нельзя,
не наткнувшись на свидетельство мистического участия в жизни балийцев.
Таким,
например, был один из моих первых шагов на острове, когда, выйдя из машины, я
чуть не наступила на корзиночку из пальмовых листьев с цветами, рисом и
печеньем - подношением для духов. Позже такие же корзиночки встречались мне
буквально везде - от нарядных алтарей до опасных перекрестков. Таким образом,
как мне объяснили, балийцы заклинают духов перекрестка, чтобы они помогли
избежать автомобильных аварий. Впрочем, выбегая с корзинками на перекресток как
раз во время утренних заторов, "богомольцы" сами и создают аварийные ситуации.
Духи,
естественно, бывают не только добрые. Этот момент обязательно надо иметь в
виду, особенно если вы собираетесь на Бали в марте. Дело в том, что лунный год
здесь начинается в это время с праздника Ньепи, так называемого Дня тишины. В
этот день, по поверьям, злые духи выходят на землю, чтобы пакостить людям. Поэтому
лучше спрятаться дома и сидеть как можно тише, чтобы духи решили, что на всем
острове никого нет, и убрались восвояси.
Балийцы
серьезно относятся к этому празднику: не работает вообще ничего, от закусочных
до аэропортов, свет не включается, на улицу не выходит никто, кроме участников
специального очистительного ритуала. Не делают исключения и для туристов.
Об острове Бали часто говорят,
что это земля богов. Существует древнее предание, о том, что боги создали этот
остров для проведения собственного досуга
Также
в арсенале местных поверий имеется еще и весьма колоритная дама, Рангда,
королева демонов и пожирательница детей. Ее изображения в виде клыкастой
старухи с длинным языком вы найдете у входа в храмы, обращенные к морю, или же
те, что изначально запланированы, как погребальные.
Исследователи
предполагают, что образ Рангды связан с культом богини Дурги, что
неудивительно, так как на острове преимущественно исповедуют индуизм. Вот
только зловредная ведьма Рангда понятнее - вы и сами можете убедиться в этом,
посетив танцевальное представление с масками Баронга: его сюжет в общем прост и
состоит в том, что дух-защитник Баронг (нечто среднее между львом и собакой)
сражается с Рангдой, дабы оградить подотчетное селение от ее козней.
Танцевальная
культура острова заслуживает отдельного внимания, и, на мой взгляд, побывать на
Бали, не увидев танцев, - все равно что обойти стороной Елисейские Поля в
Париже. Танец для островитян - это и очищение, и медитация, и просьба о
заступничестве.
Эти танцы
изначально были ритуальными, да и теперь иногда можно увидеть, как танцоры
входят в транс и начинают общаться с духами настолько непосредственно, что их
приходится уводить со сцены, чтобы не пугать туристов.
Побывать на
Бали, не увидев танцев, - все равно что обойти стороной Елисейские Поля в
Париже
Немного
выше я упомянула, что изображение королевы демонов встречается на храмах,
обращенных к морю. И это неспроста. Отношение островитян к морю достаточно
специфическое, ведь, по их представлениям, в океане живут злые духи. Добрые
духи и духи предков живут на самой высокой горе - священном вулкане Гунунг-Агунг, на склонах которого расположен Пура-Бесаки, главный
местный храм.
Разделение "гора - море" обязательно присутствует в планировке селения. Вход в него, украшенный
резными воротцами, всегда обращен к горе, тогда как погребальный храм чаще
всего выходит к морю.
Когда я
попросила хозяина нашего домика отвести меня в храм, тот неловко замялся (нужно
сказать, местные неохотно пускают приезжих в свои святилища) и предложил
сходить к тому храму, что на берегу. Видимо, осквернить храм смерти тяжело даже
туристам - без пяти минут демонам. А что еще прикажете думать балийцам о своих
безумных гостях, которые добровольно плещутся в море, где живет всяческая
нечисть?
В праздник
Меласти океан обретает для островитян более позитивное значение - тысячи людей
приходят на берег, чтобы очистить в морской воде храмовые святыни. Это красивое
и красочное событие, как, впрочем, и любой другой балийский ритуал, в том числе - похороны.
Красота
имеет для островитян особое значение. Возможно, дело в природе, по-тропически
яркой. Впечатляет даже мебель и устройство быта. Выглянув в окно нашего жилища,
я решила было, что передо мной храм: соседняя крыша была украшена прекрасной
каменной резьбой и позолотой. Оказалось, нет - самый обычный сельский дом.
Красота
имеет для островитян особое значение. Возможно, дело в природе, по-тропически
яркой. Впечатляет даже мебель и устройство быта.
Словом,
дух красоты, равно как и прочие духи, обосновались в жизни балийцев очень
прочно. Гуляешь, к примеру, вдоль берега, а рядом местная жительница
сосредоточенно совершает очистительное омовение; лежишь у бассейна, а в двух
шагах - девушка в нарядном саронге возлагает подношения на алтарь предков. И
все это так искренне и естественно, что вскоре и сам начинаешь чувствовать что-то
этакое - непонятное, скажем, шуршание листьев и ощущение взгляда из темноты…
Нет, я
понимаю, что это всего лишь юркие гекконы, забежавшие на огонек, но чувство
чудесного после Бали не отпускает еще долго. Да и не хочется, чтобы отпускало.
***
Этот материал опубликован в №47 журнала
Корреспондент от 2 декабря 2011 года. Перепечатка публикаций журнала
Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования
материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте
Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.