UA
 

Золотая лихорадка. Письмо из Узбекистана

22 июня 2012, 07:50
0
223
Золотая лихорадка. Письмо из Узбекистана
Фото: АР
Ташкентцы мечтают о роскоши, но живут скромно

Жители небогатого Ташкента, где зарплата $ 500 - предел мечтаний, помешаны на внешнем лоске: работяги ходят с iPhone, кофточки на девушках блестят стразами, а рестораны изобилуют фонтанами и позолотой, - пишет специалист по связям с общественностью Мария Еременко в № 23 журнала ,Корреспондент от 15 июня 2012 года

На первый туристический взгляд Узбекистан невероятно напоминает Египет - такое же палящее белое солнце, сухой ветер, пыль и окрики смуглых базарных торговцев “эй, брат!”. Затем часто звучащая русская речь, билборды и вывески на великом и могучем дают понять, что нет, это не Египет - вы оказались в бывшей союзной среднеазиатской республике.

Беглый обзор Ташкента с его типичной советской архитектурой, хоть и украшенной восточными орнаментами, укрепляет впечатление. Городу 2.200 лет, но землетрясение 1966 года уничтожило его древний облик - он был фактически отстроен заново. Тем же, кто хочет увидеть древние узбекские красоты, надо ехать в Самарканд, Бухару или Хиву.

После автомобильного разнообразия Киева Ташкент вызывает недоумение: по дорогам бегают только машины местной сборки - Daewoo Matiz, Nexia и Damas. Реже встречаются Chevrolet Lacetti, и почти также часто, как Lacetti, можно увидеть телегу, запряженную осликом. Почти все машины белые, чтобы хоть как-то защититься от палящего солнца.

На первый туристический взгляд Узбекистан невероятно напоминает Египет - такое же палящее белое солнце, сухой ветер, пыль и окрики смуглых базарных торговцев “эй, брат!”.

Иномарки превратились для местных автолюбителей в настоящую роскошь из-за правительственных мер по поддержке местного автопрома: заградительные таможенные пошлины увеличивают стоимость машин почти вдвое.

Центр Ташкента поражает помпезными правительственными зданиями, пустыми бутиками и музеями, чистотой и идеальными газонами. Когда в одном из парков мы решили сфотографироваться возле красиво подстриженного дерева, перед нами вдруг вырос человек в штатском и вежливо, но твердо попросил вернуться на дорожку: по газонам ходить запрещено.

Только под вечер в выходные центр города наполняется людьми. В основном это приезжие из регионов, которых легко узнать по цветастым одеждам и домашним тапочкам - такая обувь здесь в ходу.

Ташкентцы мечтают о роскоши, но живут скромно: зарплата $ 200 считается нормальной, а $ 500 - очень большой, притом что стоимость жизни здесь не намного ниже, чем в Киеве. Чтобы прокормить свои, как правило, многодетные семьи, узбекам приходится крутиться, добывая, помимо основного, еще и дополнительный доход.

К примеру, наш сосед Алишер, 50-летний ученый-физик, умудрился купить двухкомнатную квартиру в Ташкенте и устроить детей в престижные столичные вузы, получая довольно скромную зарплату (узбекскую науку финансируют приблизительно на таком же уровне, как и украинскую). Оказалось, что он не только доктор наук, но и владелец автомойки и СТО.

Центр Ташкента поражает помпезными правительственными зданиями, пустыми бутиками и музеями, чистотой и идеальными газонами

Утром вас разбудят протяжные крики: “Молоко-о, кайма-а-ак!”. Это торговки, готовые каждый день доставлять вам свежие молокопродукты прямо домой. По улицам спальных районов ходят точильщики ножей, продавцы веников и мочалок, торговцы фруктами и арбузами. Увидев на базаре целый ряд тортов с огромными кремовыми цветами, я спросила у продавца, кто производитель. Тот замялся: “Ну как кто… Жена, теща”.

После прочтения российских газет создается впечатление, что все узбеки мечтают переехать в Москву. Это верно лишь отчасти. Студенты, с которыми я познакомилась в Ташкенте, и правда собираются ехать учиться, но в Южную Корею, Китай и Малайзию. На вопрос, почему не в Россию или Европу, 19-летний Улугбек отвечает: “Там лучше. Уровень развития уже совсем другой”.

Впрочем, для того чтобы уехать учиться за границу, ребятам приходится прилагать немалые усилия. По большому счету оплатить учебу за границей по карману только отпрыскам богатых семей. А мой 21-летний приятель Икбол, совмещая учебу в вузе, курсы английского и корейского языков, упорно пытается выиграть грант на обучение в Сеульском университете. Надо отдать узбекам должное: трудолюбия им не занимать.

При этом у них есть одна слабость - неистребимая восточная тяга к роскоши. Так, водитель Бабур с зарплатой $ 200 чуть ли не каждый месяц хвастает в офисе очередным приобретением - iPhone или BlackBerry. Хоть и б/у, но бренд. Девушки обожают одежду со стразами и блестками. А рестораны соревнуются друг с другом в количестве фонтанов, позолоты, хрусталя и зеркал. При этом качество вторично, главное - внешний лоск.

По улицам спальных районов ходят точильщики ножей, продавцы веников и мочалок, торговцы фруктами и арбузами.

Узбекские свадьбы играют с невиданным размахом, даже если для этого придется по уши залезть в долги. Приглашают и самых дальних родственников, и соседей, и коллег, и просто знакомых. Причем в стране, где 93 % населения - мусульмане, во многих семьях до сих пор родители играют решающую роль при выборе жениха или невесты. А влюбленные парочки в городе - редкое явление.

Удивительно, что, несмотря на свои солидные размеры и несколько миллионов человек населения, Ташкент сохраняет традиции, несвойственные крупным городам. На улице с вами будут здороваться незнакомые вам дети. А соседи не только ходят друг к другу в гости, но и вместе во дворе варят в казанах ароматную овощную икру на зиму, устраивают детские утренники, а в большие религиозные праздники готовят пряный плов из баранины. Причем барана режут здесь же, возле дома.

“Я люблю свой город, - сказал мне один таксист. - Таких ягод и дынь нет больше нигде. А какие у нас горы! А то, что с деньгами туговато, - так вдвоем в семье надо работать”. Узбеки не привыкли жаловаться и сидеть сложа руки - они готовы убрать двор своей пятиэтажки, вместо того чтобы ругать коммунальные службы.

***

Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 15 июня 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: журнал КорреспондентУзбекистанотдыхотпускПисьмо изТашкент
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...