Разрисовывая изощренными татуировками свои тела, украинцы догоняют давно раскрашенный Запад. К услугам соотечественников сотни тату-салонов - индустрия нательной живописи, выросшая за последнее десятилетие, - пишет Екатерина Иванова в № 50 журнала Корреспондент от 21 декабря 2012 года
Киевский тату-мастер Андрей Малик, больше известный в кругу
коллег как Alick666, наносит на лодыжку Ревики Кеворковой первую в ее жизни
татуировку - надпись Just believe me (в переводе с английского языка - Просто
верь мне). Не отвлекаясь от своего занятия, Alick666 говорит Корреспонденту,
что вряд ли это тату станет для его 24-летней клиентки последним.
“Первая татуировка - как лишение девственности, - сравнивает
мастер. - Сначала сомневаешься, стоит или не стоит делать, а потом, сделав, уже
думаешь [только о том], когда делать [новую] и где”.
В 2002 году Карпенко открыл первый в стране салон - тату-студию Планета Taty, но теперь только в столице подобных заведений 50, а если брать всю Украину, счет идет на сотни
Где сегодня это сделать, вопрос несложный. “Лет пять назад я
еще знал всех мастеров, теперь не знаю и половины”, - говорит о существенно
возросшем количестве татуировочных дел мастеров Виктор Карпенко, глава Международной
ассоциации тату и пирсинга Украины.
В 2002 году Карпенко открыл первый в стране салон - тату-студию
Планета Taty, но теперь только в столице подобных заведений 50, а если брать
всю Украину, счет идет на сотни. И речь не только о специализированных салонах –
тату-кабинеты сегодня есть практически в каждом салоне красоты.
Дело в том, что украинцам в последние годы особенно нравится
украшать свое тело рисунками и надписями. У тренда старая, как мир, причина -
желание выделиться.
“Татуировки это больше, чем мода, - говорит Карпенко, - это стиль
жизни, способ показать, что ты не такой, как все”.
Это особенно актуально для молодежи: костяк клиентуры тату-мастеров
составляют украинцы в возрасте 17-25 лет, особенно девушки, для которых
нательная живопись - наравне с пудрой и помадой - инструмент привлечения
мужского внимания.
Мушка или звездочка на теле обойдутся минимум в 300 грн., а цена реалистичного цветного рисунка на всю спину может стоить свыше 10 тыс. грн
Мода диктует цены. Мушка или звездочка на теле обойдутся минимум
в 300 грн., а цена реалистичного цветного рисунка на всю спину может стоить
свыше 10 тыс. грн. По словам Карпенко, это дает возможность мастерам, не
напрягаясь, зарабатывать до $ 2 тыс. в месяц.
С советских времен, когда татуировки делали подпольно на квартирах
самодельным инструментом и красками сомнительного качества, индустрия нательной
росписи шагнула далеко вперед. Современные технологии стали более безопасными,
и клиенты тату-салонов давно не боятся подхватить заразу, к примеру, из-за
нестерильной иглы. Да и человек с татуировкой сегодня воспринимается
соотечественниками гораздо спокойнее даже среди солидных и респектабельных, отмечают
эксперты.
“К нам пришло понимание того, что татуировка давно перестала
быть тюремным атрибутом, прошло время, когда от людей с наколками шарахались и
думали, что же означает эта кобра или скорпион на руке или предплечье, -
констатирует Юлия Василенко, совладелица харьковского агентства праздников
KeyDay. - Наш народ наконец начинает понимать и воспринимать татуировку”.
Там лилии цветут
В крохотном, где и втроем сложно разминуться, тату-кабинете столичного
салона красоты Бонжур 28-летняя киевлянка Виктория Неверкла-Котенко ложится на
кушетку и оголяет ягодицы. Именно это место она выбрала для очередной - третьей
на ее счету - татуировки. Первую Неверкла-Котенко сделала еще в 19 лет на
интимном месте - это была лилия, эмблема королевской власти в средневековой Франции.
Теперь киевлянка хочет вытатуировать на своей пятой точке
слово Sunrise (в переводе с английского - Рассвет). Она утверждает, что Sunrise
- это ее духовное имя согласно индийской ведической традиции.
По наблюдениям мастеров, практически все начинают с малозаметных и небольших рисунков, но здесь как в поговорке: аппетит приходит во время еды
Специфический выбор места для татуировки Неверкла-Котенко
объясняет тем, что делает их только там, где постороннему глазу не видно. “Мне
же не всегда будет 28”, - говорит она, полагая, что на теле пожилой женщины рисунки
неуместны.
Хотя тату-мастер Юлия Проценко уверена: прятать такое украшение
глупо. “Это все равно что купить красивое платье и просто повесить в шкаф”, -
рассуждает она.
Неверкла-Котенко парирует: значит, ее тату сродни дорогому белью,
которое покупается только для нее самой и для мужа.
По наблюдениям мастеров, практически все начинают с малозаметных
и небольших рисунков, но здесь как в поговорке: аппетит приходит во время еды.
Первая татуировка Василенко - отпечаток собачьей лапы - была
посвящена ее главному увлечению. Семья Василенко владеет питомником московских сторожевых.
То первое тату подарил Василенко на день рождения ее близкий друг. “Он знал,
что я хочу и не осмеливаюсь, поэтому просто привел в салон и поставил перед
фактом”, - вспоминает 25-летняя украинка.
Черно-белая картинка размером со спичечный коробок, нанесенная
за ухом, придала Василенко смелости, и она решилась на вторую. Ею стало крыло
бога Гермеса на голени.
“Крыло значит, что я легка на подъем и всегда готова к
приключениям, - объясняет Василенко. - Гермес покровительствует путешественникам,
а также является богом торговли, воровства и хитрости”. Харьковчанка добавляет,
что крыло также посвящено ее окрыляющей любви к мужу.
Большинство ее клиентов заказывают всевозможные надписи на английском
Хотя каждый любитель тату вкладывает в нательную живопись
глубоко интимный смысл, здесь тоже есть свои стандарты и мода. Последнюю
зачастую диктуют западные звезды шоу-бизнеса и спорта.
Малик вспоминает: когда американская певица Рианна показала
публике одну из своих тату на спине, в виде звездной россыпи, ему звонили
десятки клиентов с вопросом: “Сколько будет стоить эта звездная дорожка?”.
Аналогичная история повторилась, когда английский футболист
Дэвид Бекхэм в феврале 2011 года набил, как говорят в мире тату, изображение
Иисуса в окружении ангелов.
Проценко рассказывает, что большинство ее клиентов заказывают
всевозможные надписи на английском. Этот тренд пришел на смену иероглифам,
спрос на которые был несколько лет назад. Также специалисты констатируют, что в
последнее время становится популярным некий нательный патриотизм: клиенты нередко
заказывают рисунки на тему украинского казачества и трезубцы.
Есть свои тренды, касающиеся мест локализации татуировки. Если
несколько лет назад особым шиком считалось набить рисунок в интимных зонах, то
теперь, замечает Малик, самым модным местом под картинку считается ребро
пальца.
В целом раньше татуировки было принято прятать под одежду, а
теперь наоборот - их начали показывать, ими гордятся, заключают эксперты.
“Если ты учитель и у тебя на ноге узорчик, тебя уже никто не
выгонит [с работы], как раньше, - говорит Проценко. - Запретов меньше стало”.
Символ свободы
В западной культуре всплеск тату-движения пришелся на рок-н-ролльные
1960-е, а к 1990-м годам татуировки полностью ушли в народ, утратив
контркультурный статус.
В СССР искусство нательной живописи, считавшееся одной из худших
черт загнивающего буржуазного общества, было загнано в основном на тюремные
нары.
В отличие от уголовного мира, в котором татуировки - это четкие
знаки отличия, по которым можно прочитать тюремную биографию человека, смысл
современных “гражданских” художеств на коже определяют для себя сами их
носители.
В западной культуре всплеск тату-движения пришелся на рок-н-ролльные1960-е, а к 1990-м годам татуировки полностью ушли в народ, утратив контркультурный статус
Хотя тату и ее месторасположение может многое рассказать специалисту.
На открытых участках их делают более демонстративные по характеру люди, говорит
психолог Алевтина Шевченко, и тогда тату выполняет роль некоего украшения,
самопрезентации, а интроверты, напротив, прячут свои символы.
Киевский адвокат Светлана Петраковская, обладательница восьми
татуировок, поступает в зависимости от обстоятельств. На пояснице у нее большой
дракон, на боку - жар-птица. Почти вся правая рука забита перетекающими из
одного в другой узорами.
Хотя профессия Петраковской предполагает строгий дресскод,
она прячет свои татуировки только тогда, когда идет в суд, а в офисе позволяет
себе открытую одежду. “Мои клиенты уже ко мне привыкли”, - улыбается адвокат.
Впрочем, среди татуированных соотечественников немало тех,
кто производит ревизию ценностей. Ольге Коваленко, пластическому хирургу в
Киевском ожоговом центре, в последнее время все чаще приходится удалять “ошибки
молодости” - не менее одного-двух рисунков в месяц.
“Сначала делают, потом взрослеют, мудреют [просят]: “Сведите!”
- рассказывает Коваленко. По ее словам, раньше сводили разве что “совсем уже
что-то неприличное”, а теперь все подряд.
Врач предупреждает, что без рубцов удалить татуировку практически
невозможно. “Но люди, чаще всего повзрослевшие украинцы, у которых наметился
карьерный рост, готовы скорее иметь рубцы, чем татуировки”, - констатирует она.
Хотя профессия Петраковской предполагает строгий дресскод,она прячет свои татуировки только тогда, когда идет в суд, а в офисе позволяет себе открытую одежду
Коваленко считает себя противником росписи по коже не только
как медик, но и как человек. Она уверена, что татуировки для украинцев
противоестественны, выражая взгляды большинства соотечественников, рожденных в
СССР, где распространение культуры тату было осложнено железным занавесом.
А на Западе популярность татуировок шагнула далеко вперед. К
примеру, в США тату имеют 36 % американцев в возрасте 18-25 лет, 40 % людей
26-40 лет и 10 % - 41-64 лет. А в Великобритании татуированы 20 % жителей. “Там
ни у кого не вызовет изумления адвокат с разрисованной шеей”, - отмечает Проценко.
Однако ирландец Николас Браун, консультант по нефти и газу,
который семь лет работает в Лондоне, бросает тень на идею прогрессивности
татуировок. Он рассказывает, что татуировки в Британии все-таки значительно более
популярны среди синих воротничков, а вот среди работников умственного труда
нательные рисунки не в почете.
“К примеру, для врача, да и любого другого профессионала иметь
тату на видном месте неприемлемо, это может серьезно помешать карьерному
росту”, - говорит Браун.
Любой же рисунок на лице или шее у большинства англичан до
сих пор ассоциируется с тюрьмой. С другой стороны, Браун отмечает, что татуировка
на спине или плече, местах, в офисной обстановке обычно прикрытых одеждой, -
личное дело каждого.
А пока сотни тысяч жителей постсоветских стран семимильными
шагами наверстывают упущенное, стремясь к свободе и желая соответствовать духу
времени.
“У нас ведь татуировка, а не наколка [как их называли в СССР],
только сейчас началась”, - заключает Малик.
Живопись по живому
Наиболее распространенные в Украине
стили татуировок
Название стиля
|
Описание
|
Популярные изображения
|
Поп-арт
|
Использование популярных образов масскультуры, забавных картинок,
имен, инициалов получило распространение в 50-х годах ХХ века и с тех пор
пользуется неизменным спросом
|
Якорь - символ безопасности, стойкости, выбранного пути
Сердце - символ любви и привязанности
|
Этнический стиль
|
Точные повторения традиционных орнаментов народов мира встречаются редко.
Гораздо чаще этнический стиль - это совмещение образов племенных орнаментов с
современной модой
|
Кельтские переплетения - изображения растительных элементов - цветов,
стеблей, листьев
Трайбл - стилизация под племенные рисунки
|
Японский стиль
|
Японская традиция нанесения татуировок распространяется с XVI-XVII
века. Сейчас наиболее популярны рисунки в японском стиле - от иероглифов до
традиционных образов сакуры, дракона, тигра, самурая
|
Дракон - основные значения: сила, власть, благородство, стихийность и
магия
Сакура - символ красоты и хрупкости, быстротечности жизни
|
Славянский стиль
|
Обусловлен языческой и православной религиозными традициями.
Популярны изображения славянских рун и оберегов, крестов, божеств, ангелов,
одухотворенной природы и животных, национальных героев
|
Одолень-трава - славянский религиозный символ очищения души и тела от
недугов
Ангелы и кресты обозначают духовную сущность, веру и защиту
|
Киберстиль
|
Фантастический стиль, изобретенный художником Гансом Рудольфом
Гигером в 40-х годах ХХ века, заключается в идее соединения живых организмов
с механизмами
|
Механика - стилизация частей тела под механизмы, рисунки микросхем
Фантастические существа - монстры, киборги, инопланетяне и животные
|
Данные
информационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №50журнала Корреспондент от 21 декабря 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.