Корреспондент выяснил, почему автопроизводители будут вынуждены отказаться от двигателей внутреннего сгорания и как скоро самоуправляемые автомобили заполонят улицы городов.
Автосалон в Детройте традиционно открывает новый автомобильный год. И хотя эту выставку не особо жалуют европейские производители, такие как Audi, Mercedes-Benz, BMW, Volvo, по анонсам и презентациям на Детройтском автошоу можно понять, куда движется автомобильная индустрия и что ее ожидает в недалеком будущем.
Сразу стоит сказать, что перспективы автомобилей на традиционном топливе незавидные, пишет Павел Харламов в №1-2 Журнала Корреспондент. Производителей во всем мире давят экологическими нормами. С 2015 года в Западной Европе действует стандарт Евро-6, а в США аналог этого стандарта существует с 2010 года. Внедрение эконорм приводит к усложнению конструкции двигателей, особенно дизельных, и к удорожанию их производства и обслуживания.
Кроме того, автовладельцы все больше задумываются об экономии, поэтому посматривают на гибриды и электромобили. Об этом красноречиво говорит статистика экспансии электрокаров: их на планете уже около 4 млн. И в Детройте многие производители не зря хвастались концептами на электротяге.
А еще автомобили становятся умнее и безопаснее. И если до недавнего времени автоконцерны усердно работали над внедрением контраварийных опций, то последующие 10-15 лет станут эпохой расцвета самоуправляемых и автономных автомобилей. По прогнозам британской компании Juniper Research, которая занимается исследованиями рынка высоких технологий, в 2027 году в США будет 10 млн самоуправляемых автомобилей, а на Дальнем Востоке и в Китае — 15 млн автономных авто.
МАКСИМУМ ЗА МИНИМУМ
Практичность и безопасность за разумную цену — это ключевые параметры, по которым покупатели выбирают автомобили. Конечно, бизнес- и премиум-класс с присущими им атрибутами роскоши никто со счетов не списывает. У них была и есть своя аудитория.
Но в своей массе автовладельцы хотят платить меньше и получить за свои деньги больше. А поскольку конкуренция со стороны гибридов и электромобилей (о них — ниже) растет семимильными шагами, производители автомобилей вынуждены идти покупателям навстречу, тиражируя в сравнительно дешевых моделях те опции, которые были присущи авто классом выше.
Например, стандартом стало наличие даже в машинах бюджетного уровня (стоимостью $15-17 тыс.) четырех-шести подушек безопасности, круиз-контроля, климат-контроля, парктроника, светодиодных ходовых огней, мультимедийной системы с навигацией, электронного стояночного тормоза. Казалось бы, мелочи, но еще лет пять назад все эти «радости» можно было получить только за доплату, и то не всегда.
На очереди появление в автомобилях В- и даже А-класса продвинутых опций безопасности. От бесключевого доступа к авто и датчиков контроля слепых зон вплоть до интеллектуальных ассистентов, которые помогают удерживать авто в полосе, выдерживать безопасную дистанцию, экстренно тормозить и легко парковаться. По сути, это зачатки автопилота в их самом упрощенном варианте, которые станут доступны в авто стоимостью в пределах $20 тыс.
ТУРБИНА ПОД ХВОСТ
Еще одна тенденция — доминирование кроссоверов в модельном ряду практически всех автомобильных брендов. Это как раз та ситуация, когда спрос порождает предложение. По данным ассоциации Укравтопром, в Украине в 2018 году доля кроссоверов достигла 55% в общем объеме продаж легковых авто. В 2013 году кроссоверы занимали лишь 30%.
Концерн Ford вообще заявил, что с 2020 года в США будет продавать исключительно внедорожники. А Nissan еще в 2018 году свернул продажи седанов и хетчбэков в Европе, в том числе и Украине, оставив на этих рынках только кроссоверы.
Многие автопроизводители, которые прощупывают индустрию электромобилей, тоже начинают именно с кроссоверов. Видимо, что-то знают. В Детройт свои электрические внедорожные концепты привезли Infiniti, Cadillac и китайская GAC.
Популярность паркетников объяснить довольно просто: этот класс автомобилей универсален и удобен для перемещения и по городу, и за его пределами. Кроме того, он воспринимается как авто для комфортной езды, поэтому скоростные характеристики отходят на второй план. Этим и пользуются производители, которые берут за основу готовую платформу или какой-нибудь из хетчбэков, увеличивают ему клиренс до 17-20 см, обшивают низ кузова черным пластиком, меняют бамперы, ставят простой малообъемный двигатель на 1,4-1,6 л и вешают привлекательный ценник. ИменнотакпоявилисьRenault Sandero Stepway, Volkswagen Cross Polo иNissan Juke.
А вообще, если присмотреться, то автопроизводители в принципе отказываются от двигателей большого рабочего объема. Прежде всего, в авто среднего класса стоимостью до $25-30 тыс. Там доминируют движки объемом 1,4-2 л. Причины все те же: ужесточение экологических норм и желание автовладельцев сократить затраты на топливо. Кроме того, во многих странах суммы транспортного налога напрямую коррелируют не только с выбросами СО2 в атмосферу, но и с объемом движка.
Чтобы добавить машине прыти, производитель снабжает двигатель турбиной и выжимает из него максимум, достигая компромисса мощности, скорости и потребления топлива. Например, литровый мотор кроссовера Ford Ecosport выдает 125 л. с. и сжигает на 100 км всего 6,5 л бензина. А в 1,4-литровый турбированный двигатель Fiat 500x разработчики умудрились затолкать целых 170 л. с. и смогли удержать расход на уровне 7 л/100 км.
Причем наблюдается явная экспансия довольно скромных по емкости, но «прокачанных» движков в класс малогабаритных бюджетных автомобилей. Ford Fiesta с литровым турбодвигателем можно купить меньше чем за $17 тыс. Стоимость Seat Ibiza с двигателем аналогичной емкости и турбиной — $18 тыс. А за Opel Mokka X с турбированным мотором объемом 1,4 л просят от $19 тыс.
ПОСЛЕДНИЙ ШАНС ДЛЯ ГИБРИДОВ
То, что эпоха двигателей внутреннего сгорания близится к своему закату, стало ясно еще в 2015 году, когда разгорелся скандал вокруг концерна Volkswagen. Выяснилось, что более 11 млн дизельных автомобилей этой марки были оснащены программным обеспечением, которое различало режим тестирования и в этот момент существенно занижало количество вредных газов, выбрасываемых в окружающую среду. Этот инцидент затронул и других производителей, таких как Daimler и BMW, у которых тоже нашли нарушения.
Авто на бензине и дизеле проигрывают сражение с гибридами и электромобилями. Хотя будущее гибридных авто тоже довольно туманно. Они все равно генерируют выбросы в атмосферу, а их экономичность довольно преувеличена, в то время как цена вплотную приближается к собратьям, которые ездят только на электротяге.
Скажем, гибридный Toyota CH-R стоит около $30 тыс. и потребляет на 100 км 4 л топлива. Приблизительно такой же ценник и на гибридный Hyundai IONIQ, у которого расход топлива составляет 3,4 л на 100 км. За сравнимые деньги вполне можно приобрести какой-нибудь Nissan Leaf либо тот же Hyundai IONIQ, но в полностью электрической версии. И это автомобили, которые не «кушают» топливо от слова «совсем».
Перспективы есть у тех гибридов, которые будут в качестве основного мотора использовать электродвигатель, а ДВС подключать для его зарядки. При таком сценарии гибридные авто смогут удерживать расход топлива в пределах незначительных 2-3 л/100 км. Но столь скромным потреблением горючего способны похвастаться далеко не многие. Среди них — Chevrolet Volt, Toyota Prius.
ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Поэтому перевес все-таки на стороне электрокаров. И это отнюдь не выдумки. Франция, Нидерланды, Великобритания и Германия заявили о планах в ближайшие 10-20 лет напрочь отказаться от двигателей внутреннего сгорания.
Тем более что автопроизводители всеми силами дотягивают характеристики, по которым они проигрывали бензиновым и дизельным собратьям. В первую очередь речь о запасе хода от одного заряда аккумулятора.
Nissan привезла в Детройт Leaf e+ с увеличенной батареей, которая позволяет продержаться автомобилю без розетки до 360 км. Также в первой половине 2019 года появится в продаже серийный электрокроссовер Audi e-tron с запасом хода до 400 км. Должен поступить в продажу в нынешнем году и электрический близнец паркетника DS3 Crossback с запасом хода около 300 км. Две новинки ожидаются от KIA — это электрическая версия кроссовера KIA Niro с запасом хода до 450 км и второе поколение KIA Soul EV. Новинка получит увеличенную до 64 кВт*ч батарею, благодаря которой автомобиль будет выдерживать до 420 км.
Второй важный фактор, препятствующий росту продаж электромобилей, — это высокая цена. В среднем стоимость электрокара в 1,5-2 раза выше, чем аналогичного автомобиля на бензине или дизеле. Правда, для покупателей в некоторых европейских странах, где существуют субсидии, это не такая уж и проблема. В Германии при покупке электромобиля субсидия составляет 4 тыс. евро, гибрида — 3 тыс. евро, во Франции — до 6,3 тыс. евро, в Испании — 5,5 тыс. евро, а в Ирландии — 5 тыс. евро.
Но в Украине и многих других государствах подобных программ стимулирования пока что нет. Поэтому вопрос стоимости стоит как нельзя остро. Хорошая новость в том, что доступные электромобили на дорогах действительно появятся. Но произойдет это через два-три года, не раньше. Так что придется потерпеть.
Volkswagen пообещал, что в 2020 году выпустит «народный» электромобиль стоимостью всего 18 тыс. евро. Над доступным электрокаром, который будет стоить $17 тыс., работают Nissan, Renault и Mitsubishi. Но его анонс тоже задерживается. В серию пошел пока что крошечный электромобиль Great Wall Ora R1 за $8,6 тыс. Но он продается только на территории Китая.
САМ ДУМАЕТ, САМ ЕДЕТ
В ближайшие три-пять лет произойдет резкий рывок в развитии автономных систем управления автомобилями и самоуправляемых авто. Причем автопилот уже появляется в «гражданских» моделях. Например, им снабжены Audi A8 и электромобили Tesla. Но до массового использования дело пока что не дошло, поскольку технология не до конца оттестирована и ее безопасность не подтверждена. Доказательство тому — несколько аварий (в том числе со смертельным исходом), в которые попадали автомобили Tesla.
И все же автоконцерны подошли вплотную к тому, чтобы пробить этот рубеж. На выставке CES в Лас-Вегасе, которая проходила почти одновременно с Детройтским автошоу, помимо производителей гаджетов и бытовой техники, присутствовали и автопроизводители. Они демонстрировали возможности, которые получат автомобили благодаря «умным» технологиям.
Mercedes-Benz привез в Вегас концепт футуристического микроавтобуса Mercedes-Benz Vision Urbanetic. Это будет полностью электрический автомобиль, адаптированный для перевозки как пассажиров, так и грузов. Автономная система сама будет выбирать маршруты и режимы движения.
Концепт футуристического микроавтобуса Mercedes-Benz Vision Urbanetic
Не менее интересный концепт под названием Vision Next продемонстрировала компания BMW. Это электромобиль с несколькими сенсорными панелями управления, интеллектуальным голосовым помощником и проекцией экрана в любом месте интерьера. Разумеется, производитель предполагает, что автомобиль будет самоуправляемым.
Компания Continental представила свое видение автономной доставки товаров. Роль курьера будет выполнять беспилотный электромобиль, на борту которого находятся роботы-псы, которые доставляют покупку до двери заказчика (подробнее см. стр. 29-31).
И МИЛЛИАРДОВ НЕ ЖАЛКО
Впрочем, есть уже не только концепты, а готовые решения, которые получили применение в реальной жизни. Шведская компания Volvo Trucks осенью 2018 года продала одному из своих клиентов шесть автономных грузовиков Volvo FH, которые будут без водителя перевозить известняк по пятикилометровому маршруту от рудника до дробильного комплекса.
А компания Waymo в декабре 2018 года первой в США запустила службу беспилотных такси. Сервис работает в четырех городах штата Аризона, автопарк насчитывает 600 машин. Любой желающий, правда, воспользоваться беспилотным такси не может. Но в компании говорят, что сервис доступен сотням клиентов, которые участвовали в тестировании. Еще одно но: в автомобиле все равно присутствует водитель. На всякий случай.
Тем не менее кадры из фантастических фильмов, в которых города наводнены беспилотными автомобилями, сейчас не кажутся такими невероятными, как когда-то. Особенно если учесть, что автоконцерны инвестируют в это направление огромные деньги. Daimler вложит в самоуправляемые грузовики 500 млн евро, Honda потратит на разработку беспилотных автомобилей $2,8 млрд, Ford — $4 млрд, а Audi — 14 млрд евро до 2023 года.