Фото: АР
Работа немецкого фотографа Дитера Аппельта
Самая знаменитая ярмарка искусства, швейцарский Арт-Базель на весь мир заявила о начале новой эпохи потребления, побив все собственные рекорды по количеству участников, посетителей и продаж, - пишет Ирина Илюшина в №24 журнала Корреспондент от 24 июня 2011 года.
Если успешность бизнесмена оценивают по дороговизне и солидности его аксессуаров, то статус мероприятия оценивают по его гостям. В этом отношении Арт-Базель, главная мировая ярмарка искусства, в нынешнем году перещеголял самого себя.
Прошедшая с 15 по 19 июня в тихом швейцарском городке выставка стала рекордной по количеству участников - 300 галерей из 35 стран представили работы в общей сложности на $ 1,8 млрд. Эта цифра тоже стала для пресыщенного Арт-Базеля рекордом.
Экспозиции посетили более 65 тыс. человек — еще один рекорд за всю 42-летнюю историю Арт-Базеля. Причем как никогда много было vip-гостей — аэропорт принял 300 частных самолетов, доставивших знаменитостей вроде супермоделей Линды Евангелисты и Наоми Кэмпбелл, звезды голливудских комедий Уильяма Фаррелла, супруги Романа Абрамовича, галеристки Дарьи Жуковой и других.
Выставка стала рекордной по количеству участников - 300 галерей из 35 стран представили работы в общей сложности на $ 1,8 млрд.
Филипа Хоффмана, директора международной инвестиционно-консалтинговой компании Fine Art Fund Group, интерес к массовым вложениям в искусство среди знаменитостей не удивляет. Момент удачный: рынок достиг докризисного уровня 2007-2008 годов, и все условия в финансовой сфере сложились благоприятно именно для такого рода инвестиций.
"Непостоянство курса главных валют, стремящаяся к нулю доходность наличных, а также инфляция, которая в Лондоне, например, достигает 4,5%, заставляет многих видеть именно в искусстве тихую гавань для своих инвестиций", - языком цифр объясняет популярность прекрасного Хоффман.
Продажи не заставили себя ждать - даже за небольшие работы знаменитых современных художников вроде итальянца Маурицио Каттелана, индуса Аниша Капура или британки Бриджет Райли не спрашивали меньше, чем $ 2 млн, художники рангом чуть ниже уходили за $ 1-2 млн, а цена на классиков вроде известного абстракциониста Марка Ротко стартовала от $ 4-5 млн.
Непостоянство курса главных валют, стремящаяся к нулю доходность наличных, а также инфляция, которая в Лондоне, например, достигает 4,5%, заставляет многих видеть именно в искусстве тихую гавань для своих инвестиций
Эксперты отмечают: как по ценам, так и по количеству проданных работ нынешний Арт-Базель обогнал прошлогодний. Правда, детали сделок продавцы раскрывали, по обыкновению, неохотно.
"У нас был сильный старт", - немногословно похвастал торгами Ларри Гагосян, директор одноименной галереи, одной из самых знаменитых в мире. $ 45 млн за первые 15 минут торгов - именно такие цифры, по данным финансово-информационного агентства Bloomberg, стоят за скромностью акулы арт-рынка.
Доходило до того, что продавцы боялись продешевить и отменяли уже состоявшиеся сделки. Так, десятиметровое полотно Энди Уорхола 150 черных/белых/серых Мэрилин должно было обрести нового владельца за $ 80 млн, но в последний момент продавец передумал.
"Нынешняя ярмарка была для нас невероятно успешной - как по количеству продаж, так и по разнообразию [проданных картин] художников. Только за первый день мы продали больше половины привезенных работ. К публике, кажется, вернулась абсолютная вера в будущее как уже знаменитых, так и начинающих художников", - подводит итог Алекс Логсдейл, глава лондонской галереи Lisson.
***
Этот материал опубликован в №24 журнала Корреспондент от 24 июня 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.