Донбасс получил уникальную возможность увидеть себя глазами известных художников из разных стран. Терриконы, футбол, советское прошлое и гламурное настоящее в их исполнении представлены в шахтерской столице на выставке, организованной СКМ, - пишет Ирина Илюшина в № 44 журнала Корреспондент от 18 ноября 2011 года.
Дымящие разноцветным дымом
заводские трубы вперемешку с небоскребами бизнес-центров, а внизу, как трава
под деревьями, - утопающая в смоге малоэтажная жилая застройка, и вдали - холмы
заснеженных терриконов на фоне низких темных туч.
Такой пейзаж открывается из
панорамных окон лифта донецкого офисного центра Green Plaza, где на 20-м этаже до
12 января разместилась выставка современного искусства Donetsk goes contemporary
(Донецк становится современным).
Эта экспозиция
- часть культурного проекта Art point компании Систем Кэпитал Менеджмент (СКМ),
принадлежащей сказочно богатому украинцу Ринату Ахметову, и уже второй год
подряд знакомит Донбасс с современным искусством.
Экспозиция - часть культурного проекта Art point компании Систем Кэпитал Менеджмент (СКМ), принадлежащей сказочно богатому украинцу Ринату Ахметову
Терриконы,
неотъемлемая часть местного пейзажа, возвышаются и в залах выставки. Их
смонтировал, согласно полету собственной фантазии, немецкий художник Франц
Родвальт - в один из его терриконов врезался НЛО, другой представлен в виде
черного мороженого, а третий - своего рода пьедестал, на который ведет красная
дорожка.
Родвальт -
один из 16 участников проекта, украинцев и иностранцев, воплотивших в рамках
Art point свое видение Донбасса посредством современного искусства. Некоторые из
них приехали в Донецк за несколько недель до выставки и трудились над своими
работами на месте, другие вдохновлялись на расстоянии.
В результате
кроме терриконов более всего зацепили художников две главные страсти местных
жителей - футбол и гламур. Также мастера обратили внимание на обилие советского
наследия - неотъемлемый атавизм шахтерского края.
"Просто
ментально все остались еще там [в СССР],
где не было такой свободы, - объясняет собственное видение Донбасса участник и
сокуратор выставки, немец с белорусскими корнями Андрей Логинов. - А теперь все
дичают, все хотят заработать много денег и показать, что они богаты".
Кроме терриконов более всего зацепили художников две главные страсти местных жителей - футбол и гламур
Логинов
представил на выставке серию фотографий полуразрушенных домов и им под стать -
памятников советской эпохи. Он считает, что Donetsk goes contemporary, которая
предлагает зрителям возможность увидеть себя глазами зарубежных художников, способна
помочь жителям Донбасса осознать и перерасти негативное наследие СССР.
Еще одна
задача мероприятия - познакомить неизбалованных арт-проектами жителей региона с
современным искусством. В столице Донбасса пока нет ни одной художественной галереи,
а экспозиции единственного регулярного арт-проекта - Изоляция - проходят за городом, куда добираются немногие любители
прекрасного.
"Нам хотелось
в прошлом году к нашему десятилетию [СКМ]
сделать что-то для города, что-то, чего еще не было. И вот современного
искусства - его не было", - рассказывает об истоках проекта Ирина Соболь,
пиар-менеджер компании СКМ.
Теперь, по ее
словам, подобные выставки станут ежегодными и будут организовываться только в
публичных местах. "Мы хотим встроить современное искусство в повседневную жизнь
горожан", - говорит Соболь.
Задача мероприятия - познакомить неизбалованных арт-проектами жителей региона с современным искусством
На нынешнюю экспозицию
крупнейший работодатель Донбасса, СКМ, потратил около $ 100 тыс. Деньги хоть и
небольшие, но вложены в хорошее дело, уверены специалисты. Так первые шаги
Донецка в сторону современного искусства приветствует искусствовед Александр
Соловьев, куратор столичного Мистецького арсеналу,
а в прошлом - куратор PinchukArtCentre.
"Это очень важная
тенденция, которую наметили Изоляция
и Art-point, - уверен Соловьев. - Во всех развитых европейских странах культура
децентрализована, а у нас наоборот - все в центр, все стремятся в столицу. И
чем больше это [искусство] будет
развиваться вширь, в глубинку, тем лучше".
Ах, вернисаж!..
После
индустриального пейзажа из лифта Green Plaza нырок в мир современного искусства
- попадание с корабля на бал. Праздничную атмосферу не портят даже узкие коридоры
- здесь по окончании выставки разместится обычный офис. А пока между фуршетными
столами и камерами с трудом протискивается многочисленная публика.
Нарядные
дамы на высоченных шпильках и в платьях мини с бокалами шампанского в руках дефилируют
от работы к работе и бурно обсуждают увиденное. Их спутники в выборе одежда строги
- все в деловых костюмах. Они делят свое внимание между искусством и фуршетом,
закусывая вино корзиночками с салатом оливье и перемежая обмен впечатлениями с
разговорами по неутихающим мобильным телефонам.
Нарядные дамы на высоченных шпильках и в платьях мини с бокалами шампанского в руках дефилируют от работы к работе и бурно обсуждают увиденное
Строгость
местных мужчин оттеняет цветовое пятно - белоснежная рубашка и ярко-красные
брюки одного из посетителей. Оказавшийся рядом местный коллега шепчет на ухо Корреспонденту, что это ведущий
церемонии открытия, кавээнщик.
Особый
интерес публики вызывает видеоинсталляция австрийской художницы Лидди Шеффкнехт
Затмение. На огромном плазменном
экране - зеленое футбольное поле, по которому передвигаются тени футболистов.
Самих игроков художница "удалила", и зрители с улыбкой следят за "теневой"
игрой - остроумная идея австрийки многим по душе.
Зрители
задерживаются и в зале, где выставлены работы бельгийца Вадима Востерса - там и
сам автор, невысокий худощавый брюнет. Через переводчика он объясняет свое
видение Донецка на примере собственной видеоинсталляции. На ней запечатлен
ночной перформанс, во время которого Востерс, подобно древнему греку Диогену в
поисках человека, гулял по Донецку с гигантским прожектором и освещал оперный
театр и памятник великому тенору Анатолию Соловьяненко.
От покрытого
сусальным золотом памятника исходит сияние, зрители ахают, а довольный автор
объясняет, что свет и тень - это универсальные категории. И понимать работы Востерса
можно как буквально - попытку осветить культурные объекты Донецка, обычно
находящиеся в тени индустрии города, - так и фигурально, как кому подсказывает
фантазия.
Донецк ему ужасно понравился тем, что сильно отличается от Западной Европы, терриконы напоминают горы и оживляют пейзаж, а ходить ночью по городу совсем не страшно
"А еще эта
штука [прожектор с мини-электростанцией]
ужасно тяжелая!" - жалуется художник. Окружающие его девушки сочувственно
вздыхают. Затем Востерс делится с Корреспондентом
впечатлениями: Донецк ему ужасно понравился тем, что сильно отличается от Западной
Европы, терриконы напоминают горы и оживляют пейзаж, а ходить ночью по городу
совсем не страшно.
И тут всех
приглашают в главный экспозиционный зал, где кавээнщик в красных штанах бойко
открывает Donetsk goes contemporary, заставляя несколько растерянных кураторов,
Логинова и его бельгийского коллегу Стива Схепенса, синхронно перерезать
ленточку. Затем дарит каждому из них кусочек красного шелка на память.
Под бурные
аплодисменты публики Схепенс пристраивает сувенир в качестве платочка в
нагрудный карман своего пиджака и в очередной раз бежит проверять, все ли в
порядке в залах экспозиции.
Шоковая терапия
Волнение организаторов можно
понять: всего за три часа до открытия не было развешено и трети работ. "Нелегко
быть одновременно и художником, и куратором, - рассказывает Логинов. - Ведь все
сделано было за месяц. К тому же бюджет был рассчитан заранее, и в таких
случаях сложно [работать]".
Его
коллега из Бельгии, также побывавший в шкуре художника-куратора, от сложностей
со смехом открещивается и уверяет, что Донецк - отличный стимулятор творчества.
Сьерра представил инсталляцию Ветеран войны в Афганистане, стоящий в углу - настоящий ветеран в парадной форме, который стоит спиной к зрителям как упрек обществу и власти, игнорирующей своих граждан
"Планировался
один проект, а когда нас пригласили со Стивом [Схепенсом], мы подняли эту планку очень высоко, выше, чем могли
организаторы [по бюджету]. Поэтому
всем было немного сложно", - настаивает на своем Логинов.
Однако
проект удался, хотя и не обошлось без незапланированных перформансов - например
с работой испанца Сантьяго Сьерры, знаменитого провокационными и политическими
проектами.
В Донецке Сьерра представил инсталляцию
Ветеран войны в Афганистане, стоящий в
углу - настоящий ветеран в парадной форме, который стоит спиной к зрителям
как упрек обществу и власти, игнорирующей своих граждан. Когда ветеран
отдыхает, по требованию художника вместо него в зале вывешивают текст,
объясняющий концепцию.
Однако организаторы выставки решили,
что в отсутствие настоящего ветерана его вполне может заменить фото - в полный
рост. Увидев это, Схепенс изменился в лице, сорвал и выбросил снимок. Организаторы
гнев заезжей звезды стерпели и спорить не стали.
А презентация
донецкого вернисажа близилась к концу: вино и шампанское заканчивались,
расслабленная искусством публика тянулась к выходу.
В это время
вздохнувший с облегчением куратор проекта Схепенс рассказывал Корреспонденту, что совсем чужим в
Украине себя не чувствует, поскольку его жена - украинка и раньше он бывал во
Львове, Киеве и других городах. А в Донбассе больше всего его поразила степень
индустриализации региона.
Я вырос в шахтерском регионе, но у нас это уже все закрыто, не работает. И, в любом случае, заводы не посреди города, как в Донецке
"Заводы и
шахты находятся прямо в черте городов, - изливал он свое удивление на
Корреспондент. - Я вырос в шахтерском регионе, но у нас это уже все закрыто, не
работает. И, в любом случае, заводы не посреди города, как в Донецке".
Почти так же,
как Схепенс Донецком, удивлены увиденным гости выставки. За исключением разве
что тех, кто посетил ее аналог год назад. "В прошлом году, когда я пришла, это
было немного шокирующим, - признается молодая донецкая художница Елена
Соловцова. - Сейчас мне уже проще понять. Хорошо, что такое у нас проходит, и
не единожды, - люди адаптируются".
***
Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 18 ноября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь