Русская служба Би-би-си,
2 декабря 2011, 16:44
В Москве проходит 13 по счету ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. С каждым годом ее посещает все больше людей, хотя эксперты считают, что Россия уже перестала быть самой читающей в мире страной.
С 30 ноября по 4 декабря в Москве проходит уже 13 по счету выставка-ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Уже на третий день ее работы очевидно - в этом году ярмарка бьет все рекорды посещаемости, очереди на вход в Центральный дом художника (ЦДХ) выстраиваются задолго до открытия.
Ярмарку уже посетили свыше 13 тысяч человек.
За время своего существования ярмарка Non/fiction стала традиционным книжным мероприятием декабря. Она подытоживает книжный год, сюда приходят за бестселлерами и новинками, а также за той литературой, которую иногда сложно купить в обычном магазине.
В этом году Non/fiction собрала под одной крышей - крышей ЦДХ - более 250 издательств из 20 стран мира.
Как рассказывает представитель издательства Эксмо Полина Князева, в этом году ярмарка отличается от предыдущих.
"Она направлена на научно-популярную литературу. В этом году празднует 150 лет журнал Вокруг света, который занял большую часть пространства ярмарки. В этом году среди посетителей Non/fiction не только люди, традиционно любящие книги, но и те, кто интересуется наукой, популяризацией науки", - сказала Князева в интервью bbcrussian.com.
Главный редактор журнала Иностранная литература Александр Ливергант говорит, что Non/fiction с каждым годом набирает обороты: "Разница между тем, что было до 85 года и теперь - разительна. Мы вот все жалуемся, а эта ярмарка говорит о том, что все не так плохо".
На Non/fiction принято приходить с пустыми руками, а уходить с пакетами, полными книг. В этом году приятных новинок более чем достаточно.
Это и последний роман Умберто Эко Пражское кладбище, и Достоевский из серии ЖЗЛ Людмилы Сараскиной, и Язык есть Бог. Заметки об Иосифе Бродском Бенгта Янгфельдта, и S.N.U.F.F Виктора Пелевина.
А еще новые издания Зощенко, Платонова, Солженицына, Искандера, собрание сочинений Владимира Высоцкого, новое издание Намедни Леонида Парфенова и многое другое.
"Была представлена книга про Алексея Навального, первая книга про этого человека. Ее написал прекрасный журналист и путешественник Константин Воронков. - рассказывает Полина Князева. - Она писалась совместно с самим Навальным. Плюс серия, запущенная в 2011 году - "Сокровищница мировой культуры". В эту серию входят книги о мировом кино, музеях мирах и мировой музыкальной культуре".
"Есть любопытная книга Дэвида Рэмника о Бараке Обаме, ее быстро перевели в издательстве Corpus. Вышла книга о Бродском, что неудивительно, потому что "бродскиана" растет неудержимо. Я вообще не припомню такого увлечения поэтом, как то, что происходит именно с Бродским", - говорит Александр Ливергант.
Пока 13-я Non-fiction бьет рекорды по посещаемости, жители России читают все меньше и меньше. И страна, говорят социологи и литературные критики, уже перестала быть самой читающей в мире.
Согласно данным недавнего соцопроса Левада-центра, 45% россиян не читают вообще.
"Я подозреваю, что те же цифры и в других цивилизованных странах - Франции, Германии. Сейчас уже чтение перестало быть чем-то существенным. В век интернета и телевидения мало кто читает книжки. Я сужу даже по своим студентам", считает Александр Ливергант.
"Литература как развлекательный жанр проигрывает кино, телевидению. - добавляет Полина Князева. - Но, возможно, привив привычку читать в принципе, можно развить ее до привычки читать вообще, пробегать глазами текст. Это уже дорогого стоит. Нужно, чтобы человек прошел этот путь - от более легкой литературы к более сложной. Мы надеемся на культурные и образовательные программы".
Большинство же читающих отдает предпочтение не аналитике, а легкому развлекательному чтиву.
32% россиян обязательно выбирают жанр фэнтези, такого рода книги помогают им отдохнуть, отвлечься и расслабиться.
Впрочем, русская классика пока не сдает свои позиции - почетное второе место и 30% поклонников.
Бронзу удерживают книги исторического жанра, которые читают в основном мужчины.